На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

влена в Петербург. Один из парусников потерпел в пути аварию, и в результате фирма Спаде получила лишь незначительную прибыль. Это заставило предг щ-нимателя свернуть промысел, и в навигации) 1911 года на лов ьышел только один «Востока. «Север» же был «оставлен на прикол в одном из портов Норвегии. Сезон оказался, однако, исключительно удачным. «Восток» сдал 32 тысячи пудов соленой рыбы. В последующие три года фирма высылала на лов уже четыре траулера, но обший их улов составлях всего от 40 до 50 тысяч пудов сырца. В 1911 году пловучая база была переведена из Александровска в Порчниху, а еще через год здесь начали строить пристань, склады и жилые дома. Траулеры сдавали свои уловы на баржу «Онега'-. Эту баржу, после того ка.: ;іа принимала полный груз, буксировали в Архангельск. В тех же случаях, когда цены на треску в Архан­ гельске поднимались, траулеры доставляли выловленную рыбу непо­ средственно на место сбыта. Осенью суда с полными трюмами рыбы шли на зимовку в Ригѵ Там они сбывали груз, производили необходимый ремонт и в март-' снова направлялись в Баренцево море. В молодости я отличался крепким здоровьем и выносливостью. После вахты, когда другие матросы валились с ног от усталости, я обычно шел помогать Джусу в починке трала. Наматывал на иглу прядено, порол швы и в то же время внимательно пригляды­ вался, как старик вырезает из трала рваные куски и заменяет их новыми. Теперь эту работу может выполнить любой матрос, прора­ ботавший несколько месяцев на траулере. Тогда же это была наука, известная только инструкторам-иностранцам и притом ревностно ими оберегавшаяся. Тралмейстер Джус был завален работой. Не имея помощника, он должен был присутствовать при каждом подъеме трала, а осталь­ ное время уходило на чинку сетей. Иной раз он не спал по суткам. Поэтому моя помощь пришлась ему более чем кстати. У каждого из нас был свой расчет. Джус ничего не имел против того, чтобы я выполнял за него часть работы, мне же хотелось изучить сложное тралмейстерское дело. И вот постепенно он открыл мне все секреты своего мастерства. Джус все чаще отдыхал в сетьевой. К концу же второго года нашей совместной работы он почти не выходил оттуда, прикладываясь тайком от капитана, к бутылке с любимой им «рус­ ской виски». А я за него не только чинил, но и спѵскал и поднимал тралы. ДИРЕКТОР ФИРМЫ «РУССКИЕ МОРСКИЕ ПРОМЫСЛЫ* Когда «Север» приходил в порт, Джус первым делом посылал за водкой и пивом, а в ожидании посланного развешивал по фалып борту трал для просушки, выделяя места, требовавшие чинки. К самой же работе приступал не раньше, чем справит по морскому обычаю привальную. Помню, был праздничный день. «Север» стоял у Банковской пристани в Архангельске. На берегѵ толпились гѵляю- 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz