На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

бросался к тралу, отталкивая матросов. Сумятица от этого увеличи­ валась, дело же шло не лучше. Наконец трал подняли на палубу. Началась уборка рьгбы. Спе циальных столов для разделки улова, существующих на современных траулерах, тогда не было и в помине. Матросы шкеркли трескѵ кто как умел. Те, которым довелось побывать в Норвегии, работали по принятому там способу: клали рыбу на палубу и, прижимая ее к левой ноге, быстрым движением ножа разрезали вдоль спины. Все внутренности, в том числе и ценная тресковая печень, шли за борт. Ни утильустановки, ни салогрейки на траулере не было. Ловили мы на Кильдинской банке, милях в 20—25 от берега. Уловы были не особенно велики, но с уборкой рыбы команда все же не справлялась. На подвахту матросы выходили неохотно, так как платили им за работу гроши. Когда начинался шторм, хотя бы и небольшой, мы поднимали трал на борт, уходили к берегу и отстаивались на якоре у какого- нибудь становища, большею частью у Малооленьего. Здесь находи­ лась фактория норвежца Пильфельда — приятеля и собутыльника нашего капитана. Став на якорь, мы спускали шлюпку, в нее сходил капитан, и мы отвозили его на факторию. В продолжение всей стоянки мы должны были два раза в день — утром и вечером — навещать капитана и справляться о его здоровье. Штурманы и механики, оставаясь на судне, тоже даром времени не теряли и пили не меньше, чем капитан на берегу. Каждое утро мы подходили на шлюпке к фактории, убеждались в великолепном самочувствии нашего капитана и вместе с распоряже­ нием повторить наш рейс к вечеру получали от него по стакану рома. Бывало давным-давно стихнет шторм, установится прекрасная для промысла погода, а «Север» все еще стоит на якоре, ожидая капитана. ТАИНЫ МАСТЕРСТВА На траулере для меня открылся новый мир. Как ни плохо был организован здесь промысел, все же он не мог идти ни в какое срав­ нение с ярусным ловом, к которому я, как и другие поморы, привык с детских лет. Там мы были привязаны к небольшому участку берега, не имели возможности выходить далеко в море. Наша жизнь ежедневно, ежечасно подвергалась опасности. Уловы были незначи тельные; иной раз неделями приходилось оставаться без заработка, так как треска не ловилась. Здесь же трал поднимал за один раз по 150— 200 пудов рыбы — улов, которого поморская артель не брала и за неделю. Когда рыба не ловилась, судно меняло район и нахо­ дило места более благоприятные для промысла. Наконец, траулер много меньше зависел от погоды, чем утлые поморские карбасы. Мне не потребовалось много времени, чтобы узнать все преимущества тралового промысла, а вслед за этим явилось желание изучить его как можно лучше.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz