На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.
бросался к тралу, отталкивая матросов. Сумятица от этого увеличи валась, дело же шло не лучше. Наконец трал подняли на палубу. Началась уборка рьгбы. Спе циальных столов для разделки улова, существующих на современных траулерах, тогда не было и в помине. Матросы шкеркли трескѵ кто как умел. Те, которым довелось побывать в Норвегии, работали по принятому там способу: клали рыбу на палубу и, прижимая ее к левой ноге, быстрым движением ножа разрезали вдоль спины. Все внутренности, в том числе и ценная тресковая печень, шли за борт. Ни утильустановки, ни салогрейки на траулере не было. Ловили мы на Кильдинской банке, милях в 20—25 от берега. Уловы были не особенно велики, но с уборкой рыбы команда все же не справлялась. На подвахту матросы выходили неохотно, так как платили им за работу гроши. Когда начинался шторм, хотя бы и небольшой, мы поднимали трал на борт, уходили к берегу и отстаивались на якоре у какого- нибудь становища, большею частью у Малооленьего. Здесь находи лась фактория норвежца Пильфельда — приятеля и собутыльника нашего капитана. Став на якорь, мы спускали шлюпку, в нее сходил капитан, и мы отвозили его на факторию. В продолжение всей стоянки мы должны были два раза в день — утром и вечером — навещать капитана и справляться о его здоровье. Штурманы и механики, оставаясь на судне, тоже даром времени не теряли и пили не меньше, чем капитан на берегу. Каждое утро мы подходили на шлюпке к фактории, убеждались в великолепном самочувствии нашего капитана и вместе с распоряже нием повторить наш рейс к вечеру получали от него по стакану рома. Бывало давным-давно стихнет шторм, установится прекрасная для промысла погода, а «Север» все еще стоит на якоре, ожидая капитана. ТАИНЫ МАСТЕРСТВА На траулере для меня открылся новый мир. Как ни плохо был организован здесь промысел, все же он не мог идти ни в какое срав нение с ярусным ловом, к которому я, как и другие поморы, привык с детских лет. Там мы были привязаны к небольшому участку берега, не имели возможности выходить далеко в море. Наша жизнь ежедневно, ежечасно подвергалась опасности. Уловы были незначи тельные; иной раз неделями приходилось оставаться без заработка, так как треска не ловилась. Здесь же трал поднимал за один раз по 150— 200 пудов рыбы — улов, которого поморская артель не брала и за неделю. Когда рыба не ловилась, судно меняло район и нахо дило места более благоприятные для промысла. Наконец, траулер много меньше зависел от погоды, чем утлые поморские карбасы. Мне не потребовалось много времени, чтобы узнать все преимущества тралового промысла, а вслед за этим явилось желание изучить его как можно лучше.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz