На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

шіцы Норвегии вдоль Мурмана до вод, окружающих Канинский полуостров. До десятка раз случалось в сутки выловить рыбы только для своего пропитания, спуская и поднимая сеть или порванную, или понапрасно процеживая воду». Затем Н . А. Копытов перечисляет банки, удобные для траловою промысла: Вайдагубскую, Мотовско-Базарную, Териберскую и дру­ гие, сообщает, сколько и какой рыбы он вылавливал на каждой из перечисленных банок, характеризует грунт и господствующие течения. Интересно его описание лова на Норд-Вестовой банке, где англий­ ские промысловики чувствовали себя, как дома. «Норд-Вестовая банка, -— читаем мы в статье Н . Л. Копытова,- находящаяся на норд-вест от мыса Канина, — самое обширное место в Баренцовом море для производства траловых промыслов. Подходя к банке в ясную погоду, во время сезона промысла, на ней издалека показывается дым от работающих 10 — 15 — 30 пароходов. А если случается подходить к ней в тумане, то слышны свистки во всех сторонах. Мало того, что свистками отзываются в тумане, есть и условные, которыми спрашивают и отвечают относительно грунта и улова в данном месте, а 'также сообщают результаты промыслов в других местах, о количестве уже пойманной рыбы, о времени отправления домой и т. д. При небольших уловах в тихую погоду капитаны разъезжают в шлюпках гостить один к другому, так как пароходы с тралом имеют ходу около 2— 3 миль в час, и в это время слышатся звуки английской речи, английских машин и лебе­ док и английского граммофона...» «Часто в одной партии работают 15—20 пароходов: видны на горизонте с четырех сторон дымы от других партий. Дым, дым и дым на четырех противоположных румбах компасной стрелки, как будто находишься в каком-то большом фабричном районе или при­ морском городе: иногда трудно уверить себя, что находишься в без­ людных канинских водах. . . Невольно при этой картине вспоми­ нается мурманский промышленник, в вечной кабале у факториста, со шнякой на берегу, уже три недели ожидающей наживки, и спе­ циалисты в мундирах, от которых зависит поднятие и улучшение промыслов. . .» Вторая попытка создать русский траловый промысел была еде- \ана в 1910 году предпринимателем и моряком К. Ю. Спаде. К этому времени иностранный траловый лов получил широкое развитие. В 1911 году К. Ю. Спаде выступил на заседании Архангельского общества изучения русского Севера с докладом, в котором привел ряд интересных цифр, характеризовавших развитие иностранного трало­ вого лова в Баренцовом море. В январе 1911 года в английский порт Гулль из івоід Мурманского побережья прибыл с грузом рыбы ряд траулеров: «Лорд Хинедж», «Лорд Робертс» и Др. Каждый из них доставил рыбы «а 1200— 1400 фунтов стерлингов, в то время как затраты на каждый рейс составляли в среднем 300 фунтов стерлин­ гов. Следовательно, выход в море каждого траулера, длившийся

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz