На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.
НА КАНИНСКОЙ ОТМЕЛИ Старики поморы хорошо помнят Николая Лукича Копытова — пионера тралового лова, капитана первого русского траулера. Это был подлинный энтузиаст Севеіра, смелый новатор, болевший душой '.а наш промысел, упорно боровшийся за «го подъем, на освоение рыбных богатств Баренцова моря. Н . А. Копытов поступил матросом на английский траулер, изу чил, плавая на нем, траловое дело и в мае 1906 года зафрахтовал норвежский пароход «Эрлинг», чтобы приступить к промыслу само стоятельно. Это был первый опыт промышленного применения траля в русском рыболовстве. Немало трудностей пришлось преодолеть Н. Л. Коиытову. Ему приходилось платить судовладельцам большой фрахт, а уловы не всегда были высокими, так как поиски рыбы приходилось про изводить наугад. Косность и недоверие окружающих, требования кредиторов, постоянная угроза разорения — все это ложилось тяже лым грузом на плечи капитана Н . Л. Копытова. Характерны его слова, сказанные писателю Пришвину, сопутствовавшему ему в одном из плаваний: — Вот я в своем деле уж, можно сказать, собаку с'ыел, а іне :шаю, что завтра будет, и мучит это, неужели же это жизнь? Какая это жизнь, какое это дело, что вот так, в одну минуту, все может перевернуться, как лодка.. . Н . Л. Коиытову были дороги интересы русского промысла на Севере, и поэтому он, работая в условиях жесточайшей капиталисти ческой .конкуренции, не делал тайны из своего богатого опыта, л наоборот — спешил поделиться им со всеми, кто мог использовать его для развития рыболовства в Баренцовом море. Им была опуб ликована первая сводка, характеризовавшая районы тралового про мысла, а также количество и качество уловов. Эта сводка приведена в статье Н. Л. Копытова «Мурманско-Канинские рыбные промыслы», напечатанной в 1911 году в журнале «Известия Архангельского общества изучения русского Севера». Он писал: « ...С о о бщ а я сведения, полученные как из своих личных опытов, так полученные от русских и иностранных промышленников, я буду бесконечно рад, если они принесут впоследствии промышленникам хотя бы малую толику пользы или, может быть, послужат материа лом для научного объяснения миграции мурманско-канинских про мысловых рыб. . . . Мы укажем места, где дно моря позволяет работать с тра лом и изобилующие той или другой породой промысловых рыб, Можно было бы привести очень много других мест, так как за один рейс в продолжение трех недель приходилось поднимать и опускать трал 86— 103 раза, но, ввиду малого улова рыбы или невозможности работы тралом, оставляю их без внимания. Часто бывает так: есть хорошее дно для трала, но не попадается рыба, или есть рыба, но дно недоступно для трала. Первым пионерам тралового дела прихо дитс я отыскивать вышеозначенную комбинацию, экспедируя от гра- 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz