На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

зыву С. М. Кирова в Мурманск прибыли в 1931 году тысячи ком­ сомольцев. Большинство из них впоследствии стали прекрасными мо­ ряками. В годы Сталинских пятилеток выросла и окрепла отечественная судостроительная промышленность. Мы получили возможность стро­ ить траулеры на советских верфях. В 1932 году в Мурманск начали прибывать траулеры, построенные по указанию С. М. Кирова на Ленинградской верфи. Первая их серия состояла из 25 кораблей Часть судов второй серии, заложенных в Ленинграде, достраивалась в Мурманске, где был создан большой судоремонтно-судостроитель­ ный завод. Мурманцам предстояло освоить постройку траулеров с тем, чтобы выпускать ежегодно 10— 12 судов. Перед войной со стапелей Мурманской верфи сошли первые траулеры: «Иван Папанин», «Вале­ рий Чкалов» и «Победа». С 1932 года наряду с траловым флотом Мурмана начал расти и новый траловый флот Архангельска. Архангельские траулеры зимой базировались на Мурманский порт, что позволяло им вести промысел в течение всего года. Этот флот хотя и уступал по коли­ честву кораблей Мурманскому, но по многим показателям работы шел впереди. Одновременно с развитием тралового флота происходило стро­ ительство береговых предприятий. К 1936 году в Мурманске был за ­ кончен мощный рыбообрабатывающий комбинат, имеющий в своем составе холодильник, коптильный, консервный, фильтровочный, ути­ лизационный и посолочный заводы. На этом комбинате сосредото­ чилась переработка всей рыбы, вылавливаемой траловым флотом. По указанию товарища Микояна метод обработки рыбы был пере­ строен. Комбинат стал выпускать не только соленую треску, но и много других видов рыбной продукции. Работники комбината сле­ довали указанию А . И. Микояна о том, что «мы должны произ­ водить новые продукты питания, которые раньше не вырабатыва­ лись, привить вкус к этим новым продуктам, перестроить пищу советского человека». Филе трески в замороженном виде, кон­ сервы из тресковой печени, копченый морской окунь — эти ранее неизвестные продукты быстро завоевали признание советского потребителя. Бондарный завод, построенный рядом с комбинатом, изготовлял необходимую тару. Место кустарной механической мастерской, где до 1933 года ремонтировались траулеры, занял большой судоремонт­ ный завод. Морской рыбопромышленный техникум и курсовой комбинат под­ готовляли кадры моряков-рыбников; штурманов, механиков, тралмей­ стеров, рыбных мастеров, радистов. Развернулось большое жилищное и культурно-бытовое строитель­ ство. В 1935 году вступил в эксплоатацию семиэтажный дом для капитанов тралового флота. Годом ранее был построен Дом культуры рыбников имени С. М. Кирова. Для моряков тралового флота был построен Дом междурейсового отдыха — крупнейшее и красивейшее 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz