На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.
зыву С. М. Кирова в Мурманск прибыли в 1931 году тысячи ком сомольцев. Большинство из них впоследствии стали прекрасными мо ряками. В годы Сталинских пятилеток выросла и окрепла отечественная судостроительная промышленность. Мы получили возможность стро ить траулеры на советских верфях. В 1932 году в Мурманск начали прибывать траулеры, построенные по указанию С. М. Кирова на Ленинградской верфи. Первая их серия состояла из 25 кораблей Часть судов второй серии, заложенных в Ленинграде, достраивалась в Мурманске, где был создан большой судоремонтно-судостроитель ный завод. Мурманцам предстояло освоить постройку траулеров с тем, чтобы выпускать ежегодно 10— 12 судов. Перед войной со стапелей Мурманской верфи сошли первые траулеры: «Иван Папанин», «Вале рий Чкалов» и «Победа». С 1932 года наряду с траловым флотом Мурмана начал расти и новый траловый флот Архангельска. Архангельские траулеры зимой базировались на Мурманский порт, что позволяло им вести промысел в течение всего года. Этот флот хотя и уступал по коли честву кораблей Мурманскому, но по многим показателям работы шел впереди. Одновременно с развитием тралового флота происходило стро ительство береговых предприятий. К 1936 году в Мурманске был за кончен мощный рыбообрабатывающий комбинат, имеющий в своем составе холодильник, коптильный, консервный, фильтровочный, ути лизационный и посолочный заводы. На этом комбинате сосредото чилась переработка всей рыбы, вылавливаемой траловым флотом. По указанию товарища Микояна метод обработки рыбы был пере строен. Комбинат стал выпускать не только соленую треску, но и много других видов рыбной продукции. Работники комбината сле довали указанию А . И. Микояна о том, что «мы должны произ водить новые продукты питания, которые раньше не вырабатыва лись, привить вкус к этим новым продуктам, перестроить пищу советского человека». Филе трески в замороженном виде, кон сервы из тресковой печени, копченый морской окунь — эти ранее неизвестные продукты быстро завоевали признание советского потребителя. Бондарный завод, построенный рядом с комбинатом, изготовлял необходимую тару. Место кустарной механической мастерской, где до 1933 года ремонтировались траулеры, занял большой судоремонт ный завод. Морской рыбопромышленный техникум и курсовой комбинат под готовляли кадры моряков-рыбников; штурманов, механиков, тралмей стеров, рыбных мастеров, радистов. Развернулось большое жилищное и культурно-бытовое строитель ство. В 1935 году вступил в эксплоатацию семиэтажный дом для капитанов тралового флота. Годом ранее был построен Дом культуры рыбников имени С. М. Кирова. Для моряков тралового флота был построен Дом междурейсового отдыха — крупнейшее и красивейшее 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz