На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

В первое время многим казалось, что в условиях войны, когда промысел приходилось вести в темноте полярной ночи, часто в непо­ году, в ограниченных районах моря, нельзя добиться высоких уло- г.ов . Практика, однако, показала обратное. Война явилась прекрас­ ным воспитателем. Неизмеримо окрепла на корабле дисциплина; с новым подъемом развертывалось социалистическое соревнование. Молодые матросы быстро овладевали своей профессией, а некоторые успевали изучить по две и три специальности. Мастера своего дела охотно шли им .навстречу, используя каждую свободную минуту на обучение молодежи. Матрос т. Ларькин за эти годы стал хорошим тралмейстером. Его брат Николай вышел из матросов в помощники тралмейстера. Матрос т. Турков прекрасно изучил корабельное хозяйство и рабо­ тал боцманом. Старшина кочегаров Иван Иванов не только проявил себя боль­ шим мастером своего дела, но и подготовил прекрасных помощников. Матрос т. Аманов — казах по национальности — научился ловко орудовать с тралом и хорошо чинить его. Отлично овладел своей специальностью и оказал большую помощь новичкам матрос т. Сав­ ченко. Его имя занесено в книгу почета тралового флота. Матрос т. Деревенской овладел квалификацией мастера-консервщика и вы­ пускал всегда больше продукции, чем намечалось планом. У всех наших людей неустанно работала творческая мысль: как разделывать рыбу полярной ночью, когда на палубе не видно ни зги? Наш боцман придумал выход: мы натягивали плотный не­ проницаемый для света брезент на леера, поднимали его по вантам над рыбоделом, и он закрывал всю вахту. Тогда включалась элек­ трическая лампочка и при свете ее моряки разделывали рыбу. Я помню, как, разгребая снег, матросы, кочегары, рьгбные масте­ ра, штурманы доставали из-под него уголь и грузили на траулер. В любом деле люди старались придти на помощь друг другу. С каждым днем росла сплоченность, трудовая дружба моряков. Кочегары шкерили рыбу, когда трал поднимал большой улов. Когда нехватало людей, даже кок выходил из камбуза на палубу. С каждым рейсом траулер расширял район промысла, уходя все дальше от берегов в открытое море, где косяки трески больше и гуще. В самых тяжелых условиях мы не изменяли установившейся на корабле традиции. Как только траулер оставлял порт, все, кроме наблюдателей, собирались в салоне, и помполит т. Трапезников рассказывал о событиях на фронте, международной обстановке. Затем я докладывал о производственном задании. Тут же палубные it машинные вахты экипажа заключали договоры на социалисти­ ческое соревнование. Во время промысла в салоне ежедневно выве­ шивались для всеобщего сведения показатели тралового режима. Регулярно выходили «боевой листок» и стенная газета, освещавшие чод соревнования. З а время войны на корабле была создана партийная организа­ ция. Массовая политическая работа, проводимая партийной организа- 288

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz