На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.
6 августа траулер вышел в рейс. Нас провожали три истреби теля; уходить далеко в море мы не смели. Промысел начали у вос точной части острова Колгуева. Уловы были небольшие— до одной тонны за подъем. Перешли на южный склон Гусиной банки и затем снова вернулись к берегу. По пути встретили ледокол «Седов» и транспорт. С этих кораблей нам сообщили, что они в пути под верглись нападению подводной лодки. З а первый военный рейс наш траулер, промышляя у берегов, ьыловил 120 тонн рыбы. Во второй рейс я вышел на траулере «Чайка», на котором плаваю и до сих пор. Взяли 100 тонн рыбы. Пошли в Кемь за углем, но угля там не оказалось. Между тем наступила зима, и Кемский порт стал покрываться льдом. К тому времени, когда прибыл уголь, мы уже не могли самостоятельно выйти из порта. Пришлось ждать, пока на помощь придет ледокол, и затем следовать за ним. Не задерживаясь в Архангельске, траулер пошел на Гусиную банку. В Белом море нас встретил сильный ноябрьский шторм. Сна сти и палуба обледенели, началось обмерзание судна. Дойдя до маяка Зимногорского, зашли под берег и объявили аврал по скалы ванию льда. После этого вышли на чистую воду. Надвигалась полярная ночь, но мы не могли нарушить правил светомаскировки и до боли напрягали зрение, чтобы вести траулер, опускать и поднимать трал, разделывать рыбу. Нужны были зоркие ілаза, большой опыт промысловой работы, а большинство нашей команды состояло из новичков. Это сильно усложняло работу. К тому же установились морозы, каких мне еще не приходилось встречать в море. Появился дрейфующий лед. Темнота становилась с каждым днем все гуще, но рыба ловилась, и мы взяли ее за рейс 136 тонн. До берега добирались трое суток. На подходе к Харлову услышали гул моторов. Налетел самолет На судне пробили тревогу, но траулеры тогда еще не были воору жены, и вся надежда была на маневрирование. Самолет, не доходя до нас, сбросил две бомбы на траулер, шедший впереди, но не при чинил ему вреда. В конце декабря «Чайка» вошла на Мурманский рейд. Только что успели ошвартоваться, как прозвучала сирена. Снова — гул моторов, грохот зениток, свист бомб, высокие водяные столбы. Одна бомба ударила в причал, взметнулся огненный столб, у нас в рубкр со звоном пол&гели стекла. Зажигательная бомба зажгла дымовые шашки, хранившиеся на траулере. Судно окуталось клубами черного дыма. Все бросились тушить начавшийся пожар и быстро его ликвидировали. Так протекали наши первые рейсы в военных условиях. У нас тогда еще не было боевого опыта, не было орѵжич для отражения вражеских атак. Мы вынуждены были искать защиты, прижимаясь к берегам, но продолжали ловить рыбу. И чем ожесточеннее стано вилась борьба на море и в воздухе, тем сильнее крепла воля эки" пажа, решимость во что бы то ни стало выполнить свой долг перед Родиной, перед фронтом. 287
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz