На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

«Уссуриец» был поисковым траулером, и передо мной откры­ лась новая страница промысловой науки: поиски рыбы в море, и зу ­ чение мест ее концентрации, движения косяков. Многому я научился от своего капитана, и когда он вскоре был переведен на другую работу, я занял его место и поднялся на ка­ питанский мостик, чувствуя себя много увереннее, чем когда-либо раньше. НА КАПИТАНСКОМ МОСТИКЕ Впервые мне предстояло вести корабль на промысел самостоя­ тельно. Получив рейсовое задание, я отправился в указанные мне районы моря на поиски трески. «Теперь, — думал я, — за чужую спину больше не спрячешься, сам действуй и сам отвечай». В этот рейс я держал экзамен перед капитанами, которых я дол­ жен был привести на рыбный косяк. По пути припоминаю все, чему научился у И. Н . Демидова и других капитанов. Но вот и указан­ ный квадрат. Первые подъемы трала дали незначительный улов, но я знал, что это еще не давало права судить об отсутствии мощных косяков, и продолжал разведку. Стал пересекать квадрат разными курсами. Уловы несколько возросли, но все же вызывать сюда трау­ леры я не решался и продолжал иоиски. Наконец в районе Гусиной банки удалось обнаружить большой косяк. Я поставил здесь буй и вызвал флот. Это было осенью 1937 года. После этого я сделал на «Уссурийце» еще два поисковых рейса, а потом его снова вклю­ чили в состав промысловых кораблей. В январе 1939 года меня назначили капитаном траулера «Ленин­ град». В это время в траловом флоте стали массовым явлением ста­ хановские рейсы. Впереди шли траулеры «Киров» и «Двина», а остальные стремились не отстать от них, как можно лучше использовать их опыт. Мы боролись за каждый добавочный подъем трала, учились промышлять в штормовую погоду, экономили каждую минуту промыслового времени. Именно в эти годы я постиг методы организации труда на передовых стахановских траулерах и переносил их на свой корабль. Выходя в рейс, я старался не столько следовать за поисковыми кораблями, сколько искать рыбу самостоятельно. Еще плавая с И. Н . Демидовым, я хорошо изучил Демидовскую банку. Мне был известен ее грунт, места, где трал идет гладко и где рвется о камни. Помню, осенью «Ленинград» в числе шести других траулеров напра­ вился на Демидовскую банку. Я быстро нащупал косяк. Трал брал за один подъем до 15 тонн рыбы. Этому способствовала штилевая погода. Рыбы было так много, что она не вмещалась в трюмы, ею была завалена палуба. На разделке работала вся наша команда, не считаясь ни с временем, ни с усталостью. Хороший улов вселил в нас бодрость, прибавил сил. К 15 ноября мы досрочно закончили годовой план, выловив 42 тысячи центнеров рыбы. «Ленинград» вошел в первый десяток лучших судов траловіого флота. 285

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz