На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.
чтобы не отстать оі іоварищей. Труды мои увенчались успехом, и экзамен я выдержал. Помню, с каким волнением поднимался я впервые на капитанский мостик. В октябре 1931 года меня назначили вторым штурманом на трау лер «Двина;>, капитаном которого был в то время Иван Николаевич Демидов — один из лучших капитанов, старый помор, опытный про мысловик. В лице Ивана Николаевича я нашел прекрасного товарища и учи теля. Он болел душой за дело, не скрывал от молодежи своих боль ших промысловых знаний. Когда спускали трал, капитан вызывал меня на мостик и говорил: — Смотри, Михаил Васильевич, учись, тебе придется Делать это самому. И вот пришло время, когда я встал на самостоятельную вахту. Начал спуск трала. Дал ход, сделал циркуляцию. Трал не завер нулся, но рыбы в нем почти не оказалось. Да , не все дается сразу. С помощью И . Н . Демидова я постепенно постигал законы движе ния рыбных косяков, способы их облова, но сам искать рыбы еще не умел. Вскоре «Двина» стала поисковым судном. И. Н . Демидова сме нил капитан А . А . Егоров — более молодой, но опытный судоводи тель и большой знаток промысловых районов. Глядя на него, я понял, что мне многого н'ехватает, чтобы стать настоящим промыс ловиком, и снова пошел учиться на курсы штурманов малого пла вания. Пятнадцать месяцев просидел я за ученической партой и затем не без волнения предстал перед государственной экзаменационной комиссией. Опасения мои, однако, оказались напрасны; экзамен я выдержал успешно по всем дисциплинам и получил диплом штурмана. Но этим моя учеба не закончилась. Она продолжалась на капитан ском мостике. Меня назначили старшим помощником на траулер «Сом», где капитаном был Иван Васильевич Лобанов. В мои обя занности входило наблюдать за ремонтом судна, его снабжением для промысла, вообще за всеми хозяйственными делами. Иван Василье вич помогал мне осваивать новое дело. Под его руководством я учился работать с секстантом, прокладывал курс, овладевал опытом судовождения. Но для того, чтобы траулер работал хорошо, мало уметь проло жить курс и овладеть секстантом, надо еще изучить искусство брать высокие уловы, хорошо организовать труд на корабле. На помощь в этом мне приходил опыт наших передовых судов. К тому времени в траловом флоте по почину кораблей «Киров» и «Лебедка» развер тывалось стахановское движение. Но наш траулер из-за длительной стоянки в ремонте и неисправности машины не смог добиться тогда сколько-нибудь заметных успехов. В 1936 году а Мурманск пришли траулеры с Дальнего Востока. На один из них — «Уссуриец» — меня перевели старшим помощни ком капитана. Т ам мне снова пришлось служить под начальством И. Н . Демидова. 284
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz