На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

:іуе не додумались. При подъеме трала я держал «ожжи. Мешок поднимали через планшир, он падал на вожжи и иногда поддавал гак, что валил тебя па палубу. Со мной это случалось частенько, юка я не приобрел нужной сноровки. Матросская премудрость несложна, и этот подготовительный класс промысловой школы я закончил без особых затруднений. Н а траулере я уже выполнял обязанности не только матроса, но и за сольщпка. Часть свежей рыбы укладывал в лед, а остальную бросал в трюм и солил. Качество ее было не то. что пок повременно л? •асоле, но тогда хорошо солить не умели. Больше всего я любил стоять на руле. Все, что ;і вндсл и ш тур ­ манской рубке, живо меня интересовало. Это заметил капитан Михаил Васильевич Михеев и начал знакомить меня с навигационными приборами. О нем я п сейчас вспоминаю с благодарностью. Михаи л Васильевич был одним из зачинателей советского тралового промьк • ла. Уже в то время он был немолод, имел большой жизненный и мо­ реходный опыт. Он охотно объяснял мне назначение и устройств! компаса, помогал разбираться в карте, прокладывать курс. Так ііередо мной постепенно открывалась азбука, г ложной навигацион­ ной науки. Но. проявляя интерес к судовождению, я тогда вовсе не думал, что мне когда-либо придется подняться на капитанский мостик в ка честве командира судна. Больше практической необходимости для себя я видел в изучении устройства трала и техники работы с ним В 1928 году, плавая на «Форели», где капитаном был Федор Гри­ горьевич Самков, большой знаток тралового дела, я примечал, как он ;едет корабль, как травят ваера при малом и большом ходе и пр. Гогда же я сделал вывод, что при точном расчете, правильной уста­ новке дуг у распорных досок и умелом маневрировании корабля никогда не будет заверта трала. Наступил 1931 год. Флот наш значительно вырос и продолжал пополняться новыми траулерами. Судоводителей, знающих промьк ловое дело, иехватало. Проложить заданный курс мог каждые штурман, но не каждый мог придти в порт с полным грузом рыбы В траловом флоте умение управлять судном должно сочетаться с умением ловить рыбу, со знанием рыбных районов. Без этого луч­ ший судоводитель окажется па промысле более чем посредственным капитаном. СУДОВОДИТЕЛЬСКАЯ НАУК Л Флоі нуждался в квалифицированных кадрах, и нашей «.-реды стали отбирать опытных рыбаков для подготовки на курсах судово­ дителей. В состав слушателей этих курсов был включен и я. Наука давалась мне с трудом, так как я не имел общеобразовательной под­ готовки. Самый сильный шторм на море казался мне сущим пустя­ ком по сравнению с премудростью, которую приходилось преодоле­ вать в школе. Да, помножить дробь на дробь это совсем не так просто, как завязать морской узел! Однако я понимал, что бея учения судоводителем не стану, и просиживал ча ѵпебника-ади ночи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz