На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

ном боте. В '1920 году поступил на бот, приписанный к Мурман­ скому порту. Плавал он вдоль побережья: есть ветер — идем, нет — стоим, покачиваясь на воде. Однажды во время штиля мы добирались до Умбы целый месяц. В том же, 1920 году я впервые близко познакомился с грозной морской стихией. Свежий зюйд-вест разгладил морщинки на парусах, и бот наш летел, как чайка. Мы приближались к Харловке. Ветер крепчал, паруса надувались все гуже, бот зарывался носом в волну. Старик рулевой, посматривая на низкие серые тучи, качал головой. Не скрывал своей тревоги и капитан — старый, опытный помор. И вдруг на наше суденышко налетел бешеный шквал. Тучи схлестнулись с морем, вокруг все закипело. Волны бросали бот, как щепку, из сто роны в сторону. Вдруг шквал рванул парус, и судно легло на бок. — Руби корень-фалы! — крикнул капитан. Мы бросились с ложами к корень-фалам, обрезали их, после чего парус свалился, и судно выровнялось. Не помню уже, как мы добрались до бухты, где и отстоялись от шторма. Эго было первым моим морским крещением. Приняв его, я твердо решил перейти на паровое судно. НА РЫБОЛОВНОМ ТРАУЛЕРЕ Проплавав еще две навигации на паруснике, я приехал в Архан ­ гельск. Старший мой брат в это время уже был тралмейстером. Я тоже решил попытать счастья на траулере. В марте 1922 года два­ дцатилетним парнем поступил матросом на «Окунь» и с тех пор уже не покидал палубы рыболовного траулера. Как только море очистилось от льда, наше судно вышло на про­ мысел. Мне все было в диковинку. С любопытством осматривал я снаряжение; особенно заинтересовал меня трал, который совер­ шенно не был похож на мережи и речные невода, с которыми мне приходилось имегъ дело. Я внимательно присматривался ко всему, что делалось на судне, и с нетерпением ждал спуска трала. Район промысла в то время был невелик, ловили мы на Кильдинской банке, но я впервые находился так далеко в море, когда вокруг были видны только вода и небо. Начали спускать трал. Его сбросили в море, не расправляя, и я с любопытством ждал, что из этого выйдет. Каково же было мое удивление, когда при подъеме трал оказался расправленным, и в нем находилось несколько тонн рыбы. Началась ее разделка. Шкерили на русский пласт. Головы трески отрубали топором, наклонившись над ящиком. Работа была неслож­ ная, но очень утомительная. После нее, бывало, с трудом разогнешь спину. Современной шкерки на столах тогда еще не знали. В первые годы промысла брали мы не смекалкой, а силой и выносливостью. Крылья трала поднимали тогда вручную. Казалось бы нехитрое дело — провести горден через одношкивный блок на фокмачте, подвя­ зать его к вожжам и — матрос свободен. Но до этого в то время

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz