На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.
М. ТИТОВ Капитан траулера «Чайка» Ш КОЛА Т Р У Д А И ВОИНЫ Я начинаю свой рассказ с дней моей юности не потому, что моя биография представляет особый интерес, а именно потому, что таковы же биографии многих других капитанов тралового флога Мне уочется показать молодым промысловикам, что наш путь из кубрика на капитанский мостик был трудовой школой, хорошо под готовившей нас к испытаниям войны. Когда я оглядываюсь на пройденный путь, то с благодарностью вспоминаю тех, кто помог мне подняться на командирский пост и с честью выдержать шторм, встретивший нас в дни зеликих боев за отчизну, ее свободу и независимость. ПЕРВЫЙ РА З В МОРЕ Н е каждому помору давалось в руки счастье. Мой дед и отец всю жизнь провели в море; не раз они искали свое счастье, рискуя жизнью, и умерли в нужде. Такова была судьба большинства поморов. Я начинал свою жизнь так же, как и они, и почем знать, если бы не советская власть, может быть сейчас выходил бы в от крытое море гребцом на утлой шняке. Для тех, кто родился в селе Нюхча, другого пути тогда не было. В конце мая, когда ручьями шумит северная весна и синий лед уходит в море, Нюхча оживала. В селе появлялись ловкие вербов щики, хозяева промышленных судов, владельцы рыболовной снасти. Они угощали поморов водкой, ромом и заключали выгодные для себя сделки. Поморы ловили рыбу — хозяева получали большую часть улова и барыша. В нашей избе, как и у всех в Нюхче, начинались хлопоты. Мать собирала отца на Мурман и не знала -— то ли радоваться получен ному отцом скудному задатку, то ли плакать. Знала она: поморы ее всегда возвращаются осенью домой, многие из них находят могилу в холодном море. В Нюхче, как и в других поморских деревнях, ребята рано брались за труд. Когда мне исполнилось восемь лет, отец сказал: — Ну, Мишутка. собирайся, беру тебя на Мурман. 279
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz