На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

— Отдать ваера со стопора,- — скомандовал второй штурман т. Бойко, Но никто не шевельнулся. Тов. Бойко повторил команду— ре­ зультат был тот же. Я спустился с мостика на палубу, где стоял молодой матрос т. Самохвалов, и приказал ему взять ломик. —- Теперь,— говорю,—вынимайте шпонку со стопора. Тов. Самохвалов выполнил это указание, затем ударил ломиком по стопору и отдал его. -—• Понимаете теперь, — спрашиваю, — как надо поступать, когда вам приказывают отдать ваер со стопора? — Понимаю, товарищ капитан! — повеселев, ответил т. Само­ хвалов. Этот незначительный случай еще раз напомнил нам, что людей надо учить не только рассказом, но главным образом показом. Мы добыли за рейс свыше ста тонн рыбы. Когда сдавали улов в Мурманске, я испытывал сильное беспокойство за качество продук­ ции, но беспокойство было напрасным. Наш старый мастер т. Мош- ков быстро обучи \ молодых матросов обработке рыбы, и она почти вся оказалась первого сорта. Простояв в порту два дня, траулер снова пошел на промысел. В этом рейсе мы обнаружили в море мину. Комендоры стали к ору­ диям и открыли огонь. Он был не особенно точным, и мину удалось расстрелять не сразу. Отсюда мы сделали вывод о необходи­ мости больше тренироваться в стрельбе, лучше осваивать боевую технику. Рейс прошел без особых происшествий. В поірт мы пришли, имея в трюмах свыше двухсот тонн рыбы. Успешно работала команда и в третьем рейсе, выловив двести двадцать тонн. Когда возвратились в порт, зашел разговор о нович­ ках. — Что же новички?— сказал т. Самородов. — Были они нович­ ками в первом рейсе, а теперь стали заправскими моряками. С та­ кими людьми работать можно. — А не может случиться, — сказали ему, — что молодые мат­ росы скоро обгонят и кое-кого из стариков? — Ну, что ж. Будем только радоваться. Этот случайно завязавшийся разговор превратился в производ­ ственное совещание. Моряки указывали на необходимость использо­ вать переходы на промысел для подготовки тралового вооружения. Много внимания было уделено предохранению трала от повреждений при работе в районах с каменистым грунтом. Решили, для того чтобы уменьшить соприкосновение мешка с грунтом, навязать по нижней подборе трала кухтыли. Осуществив это мероприятие, мы сэконо­ мили до конца года 259 килограммов ценного тралового прядена. Кроме того, для предохранения тралов от износа мы изготовили маты из старых сетей. Маты вышли более удобными, чем те, кото­ рые изготовляла такелажная мастерская, и сослужили нам хорошую службу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz