На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

На пути создания трал, зого флота стояли большие трудности. Не было ни береговой базы для обслуживания судов, ни знающи:-; людей, ни оборудования и материалов. Нашлись «специалисты^, утверждавшие, что траловый лов дело ^нерентабельное». Они заявляли, что в Норвегии можно покупать треску по 50 копеек за пуд, а наша треска обойдется по 5 рублей пуд Слушая эти речи, некоторые работники рыбной промышленности размышляли: стоит ли отпускать средства на развитие тралового флота, — требовалось тогда на это дело 250 тысяч рублей золотом, — и не лучше ли оставить траулеры на приколе, а ловить треску по-ста- ринке — ярусами. Многих пугали трудности нового дела. Существо­ вало, например, мнение, что траулеры могут работать только на импортном кардифском угле, что тралы можно вязать только из манилы, а наша пенька для этого не годится к т. д. Однако были тогда и энтузиасты тралового флота. Они понимали, какое великое будущее открывается перед северными окраинами их Родины, какую серьезную народно-хозяйственную задачу поста­ вили перед ними коммунистическая партия и правительство. Эти энтузиасты смело преодолевали все препятствия и уверенно двигали вперед новое дело. В июне 1920 года Архангельский губернский съезд советов при­ равнял траловый флот к ударным предприятиям, которые снабжались всем необходимым в первую очередь. Работники флота обратились к рабочим архангельских заводов с просьбой найти заменители импортных материалов, и архангельские канатчики приготовили пря­ дено из русской пеньки, которое не уступало манильскому. Капитаны учились вязать и сшивать тралы, а потом обучали этому матросов. Моряки траулеров добывали уголь с затопленных во время войны транспортов, по крохам собирали судовое хозяйство. В июне 1920 года траулер «Навага» вышел из Архангельска в первый промысловый рейс. Этот рейс положил начало освоению Баренцова моря советским траловым флотом. В первые годы траулеры базировались на замерзающий зимой Архангельский порт. Поэтому суда ловили рыбу только летом, совершая за сезон не больше четырех-пяти рейсов. С октября до мая они стояли в порту. Районы промысла были очень ограничены; лот*, производился только на ближайших к берегу рыбных банках. Вслед­ ствие этих причин уловы не достигали больших размеров: в течение года траулер вылавливал от трех до семи тысяч центнеров рыбы. В 1924 году шесть траулеров остались зимовать в незамерзаю­ щих портах Мурмана. Постепенно туда же были переведены осталь­ ные суда. Это дало возможность удлинить промысловый сезон, а также позволило флотѵ промышлять не только летом, но и в осен­ ние и зимние месяцы. Одновременно моряки научились лучше вла­ деть траловой техникой, освоили новые районы промысла, и уловы значительно выросли. Базирование флота на Мурманск, а также рост уловов выдви­ нули необходимость создать там специальный порт и обслуживаю- 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz