На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

13 процентов довоенной. Такое сокращение сырьевой базы флота влекло большие трудности. Раньше капитан, заметив, что в районе его промысла количество рыбы уменьшается, узнавал по радиосвод­ кам, как ловят другие суда, и переходил туда, где уловы были боль­ ше. Возможность подобного маневрирования в годы войны отпала. Приходилось работать на строго ограниченной площади. И для того чтобы придти в порт с полным трюмом рыбы, команды должны были затрачивать во много раз больше сил и энергии. Осложняло работу флота и отсутствие радиосвязи. Радиостан­ ции на траулерах молчали из опасения, что враг сможет запеленго­ вать суда и напасть на них. Капитаны работали без руководства со стороны флагмана, не знали, как ловят другие суда, не могли вызвать в случае необходимости инструктора, не имели возможности посоветоваться друг с другом. И з-за отсутствия радиосвязи резко сократился и размах поиско­ вой работы. Капитанам промысловых траулеров самим приходилось разыскивать рыбные косяки. Чем дальше, тем большие трудности вставали перед каждым капитаном, перед каждым членом экипажа траулера. Иногда они казались непреодолимыми, но, спаянные одной целью, одним стре­ млением — выполнить свой долг перед Родиной, дать фронту и тылу больше продуктов питания — моряки тралового флота преодолели все трудности п доказали, как и весь наш великий народ, что для советского человека нет непреодолимых препятствий. КОГДА ТРАУЛЕР ВОЗВРАЩАЛСЯ В ПОРТ. . . До войны обслуживанием траулеров в порту занимались различ­ ные предприятия. Когда судно возвращалось с промысла, команда получала отпуск, и ее заменяли береговые бригады. Они выгру­ жали рыбу, чистили и мыли трюмы, грузили уголь, производили ремонт. В 1941 году многие рабочие береговых предприятий ушли в Красную Армию. Часть рабочих, главным образом женщин, была эвакуирована. В результате для обслуживания возвращающихся с моря судов людей нехватало. На помощь пришли служащие, инже­ нерно-технические работники и рабочие управлений. Когда траулеры приходили с моря, в конторах прекращалась работа и бухгалтеры, счетоводы, экономисты, снабженцы, коменданты зданий шли в порт выгружать рыбу и грузить на судно все необходимое для его очеред­ ного рейса. Когда же суда были на промысле, эти люди, окончи занятия в конторе, подготовляли базу к приему траулеров. Т а к самоотверженно работали в годы Великой Отечественной войны тт. Ремеров, Пандава, Черков, Великанова, Худякова, Сап'еков, Вдо­ вин, Антропов, Батурина, Лучкина, Калашникова, Кузнецова, Смѵ- ров и многие другие. Только в 1942 году они погрузили на траулеры 36 тысяч тонн угля, тысячи тонн соли, льда и других припасов. Часто работу приходилось производить под бомбами вражеские самолетов. Т о тут, то там возникали пожары. Люди, работавшие 2і:>

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz