На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

Д о войны траулеры применяли по ночам яркое освещение. Силь­ ные прожекторы заливали светом палубу. Этот свет был нужен, чтобы не запутать при спуске трал, избежать несчастных случаев во время работы лебедки, не испортить при обработке рыбу. Когда ночью в море работала группа траулеров, издали казалось, что ішдишь залитый огнями город. Никто из работников флота не пред­ ставлял, что ловить и разделывать рыбу можно в темноте. А воен­ ная обстановка как раз и потребовала этого. Ведь свет на палубе мог каждую минуту привлечь внимание противника, поэтому матросы спускали и поднимали трал, не видя друг друга. Особенно трудно это было проделывать в шторм. Волны клали корабль с борта на борт, потоки ледяной воды обрушивались на палубу, грозя смыть людей, но работа шла своим чередом. И не как-нибудь, а на высо­ ком уровне— заверты трала, например, были единичным явлением. Матросы разделывали рыбу наощупь и все же давали хорошую про­ дукцию. Когда трал поднимал много трески, на помощь матросам и засольщикам приходили штурманы, механики, радисты, повара. Они часто работали всю ночь, не смыкая глаз, но никому никогда не при­ ходила мысль уклониться от выполнения своего долга. Людьми дви­ гала сила советского патриотизма, любовь к Родине, и никакие труд­ ности им не казались страшными. Количество траулеров, выходивших на промысел, увеличивалось. Нехватка людей давала себя чувствовать все острее. Но моряки вышли и из этого положения: они стали работать на две вахты с подвах- тами, то есть по 16 часов в сутки. Тралмейстеры иногда не отды­ хали по суткам. При этом старым морякам приходилось вы­ полнять не только свою работу, но и учить молодежь, новичков искусству шкерить рыбу, солить ее и пр. Шла подготовка кадров тралового флота и на берегу. Готовили штурманов, мотористов, радистов. Заранее принимались есс меры, чтобы каждый вступающий в строй траулер имел к выходу в море необходимых специалистов. Таким путем за годы войны было обу­ чено промысловым специальностям около двух тысяч человек. Одна из трудностей работы тралового флота заключалась в необ­ ходимости отказаться от районов, где ловили рыбу в течение более двух десятков лет. Стали осваивать другие районы, считавшиеся ранее непромысловыми. Рыбы здесь было меньше, дно представляло большие неудобства для работы с тралом. Так как этими районами в свое время не интересовались, то тече­ ние, глубины, грунты, кормовые ресурсы здесь изучены не были, а без этих знаний ловить рыбу очень трудно. Капитанам пришлось изучать новые районы в процессе промысла. Они по суткам не схо­ дили с мостика, следя за показаниями лота, изучая содержимое трала, наблюдая за направлением и силой течения. Эти усилия не пропадали даром •—■ капитанам удавалось находить косяки рыбы и держаться на них во все время лова. По сравнению с довоенным временем облавливаемая площадь сократилась в 1941 году до одного процента, то есть в сто раз. Затем она стала расширяться, но и в 1944 году достигла лишь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz