На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.
Д о войны траулеры применяли по ночам яркое освещение. Силь ные прожекторы заливали светом палубу. Этот свет был нужен, чтобы не запутать при спуске трал, избежать несчастных случаев во время работы лебедки, не испортить при обработке рыбу. Когда ночью в море работала группа траулеров, издали казалось, что ішдишь залитый огнями город. Никто из работников флота не пред ставлял, что ловить и разделывать рыбу можно в темноте. А воен ная обстановка как раз и потребовала этого. Ведь свет на палубе мог каждую минуту привлечь внимание противника, поэтому матросы спускали и поднимали трал, не видя друг друга. Особенно трудно это было проделывать в шторм. Волны клали корабль с борта на борт, потоки ледяной воды обрушивались на палубу, грозя смыть людей, но работа шла своим чередом. И не как-нибудь, а на высо ком уровне— заверты трала, например, были единичным явлением. Матросы разделывали рыбу наощупь и все же давали хорошую про дукцию. Когда трал поднимал много трески, на помощь матросам и засольщикам приходили штурманы, механики, радисты, повара. Они часто работали всю ночь, не смыкая глаз, но никому никогда не при ходила мысль уклониться от выполнения своего долга. Людьми дви гала сила советского патриотизма, любовь к Родине, и никакие труд ности им не казались страшными. Количество траулеров, выходивших на промысел, увеличивалось. Нехватка людей давала себя чувствовать все острее. Но моряки вышли и из этого положения: они стали работать на две вахты с подвах- тами, то есть по 16 часов в сутки. Тралмейстеры иногда не отды хали по суткам. При этом старым морякам приходилось вы полнять не только свою работу, но и учить молодежь, новичков искусству шкерить рыбу, солить ее и пр. Шла подготовка кадров тралового флота и на берегу. Готовили штурманов, мотористов, радистов. Заранее принимались есс меры, чтобы каждый вступающий в строй траулер имел к выходу в море необходимых специалистов. Таким путем за годы войны было обу чено промысловым специальностям около двух тысяч человек. Одна из трудностей работы тралового флота заключалась в необ ходимости отказаться от районов, где ловили рыбу в течение более двух десятков лет. Стали осваивать другие районы, считавшиеся ранее непромысловыми. Рыбы здесь было меньше, дно представляло большие неудобства для работы с тралом. Так как этими районами в свое время не интересовались, то тече ние, глубины, грунты, кормовые ресурсы здесь изучены не были, а без этих знаний ловить рыбу очень трудно. Капитанам пришлось изучать новые районы в процессе промысла. Они по суткам не схо дили с мостика, следя за показаниями лота, изучая содержимое трала, наблюдая за направлением и силой течения. Эти усилия не пропадали даром •—■ капитанам удавалось находить косяки рыбы и держаться на них во все время лова. По сравнению с довоенным временем облавливаемая площадь сократилась в 1941 году до одного процента, то есть в сто раз. Затем она стала расширяться, но и в 1944 году достигла лишь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz