На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

ном ее конце, в 12 километрах от города Колы, был заложен город Романов-на-Мурмане, переименованный в 1917 году в Мурманск. И дорога, и город, и порт строились наспех, кое-как. Условия жизни были здесь очень тяжелые. На стройке работало 40 тысяч русских рабочих. С Дальнего Востока было привезено 15 тысяч землекопов-китайцев, памятью о пребывании которых долгие годы оставался мурманский пригород «Шанхай». Рабочие-строители ч портовики, подавленные тяжелыми условиями труда и быта, рабо­ тали неохотно и при малейшей возможности покидали город. Надеж ­ ды, возлагавшиеся на Мурманский порт, не оправдались. Его пло хое оборудование, а также малая пропускная способность железной дороги заставляли пользоваться главным образом Архангельским портом. Подобие города, подобие порта, подобие железной дороги — это было все, чем царское правительство осчастливило Мурман. В 1920 году после изгнания интервентов в Мурманске насчиты­ валось две с половиной тысячи жителей. Все они были истомлены голодом. Представители советской власти сообщили в центр, что если не принять егючных мер. жители города перемрут. Молодая республика Советов разбудила богатейший край о. вековой спячки. С путевками Ленина и Сталина сюда ехали по­ сланцы партии и правительства, разведчики науки, моряки, чтобы прощупать недра Кольского полуострова, заглянуть в глубины Баренцова моря. Каждая исследовательская экспедиция делала новые открытия. Оживленнее становилось на просторах моря. На месте захудалого города создавался новый Мурманск. Он стал центром освоения богатств края. Отсюда брали курс в океан корабли, отсюда уходили в горы и тундру экспедиции геологов. На Мурманск базировался и 'небольшой еще в то время рыбный флот. В 1928 году население города выросло з четыре раза. Рядом с хаотически разбросанными лачугами И «чемоданами- появились новые большие дома И все же в городе было тесно. О Мурмане в те годы узнала вся страна — от Ленинграда до Одессы, от Архангельска до Владивостока. О чудесных богатствах грая упоминалось в решениях партии и правительства, о нем писали газеты и журналы, рассказывая, как много предстоит здесь увле­ кательной, плодотворной работы. И сюда, воодушевленные Сталин­ ской пятилеткой, устремились люди из разных концов страны. Одни ехали по путевкам партии, доугих привлекал край полуночного солнца и северного сияния. Вологодские, рязанские, ярославские, вятские плотники приезжали со своими пилами и топорами. По торфяным, поросшим мхами болотам прокладывались улицы. Пахло свеже распиленным деревом, белели стружки, слышался визг пил, стук топоров. На местах, поросших низким полярным кустар­ ником, в месяц — два вырастали улицы белых двухэтажных рубле ных домов. У подножия города, на берѳгѵ залива строители рубили 15--4822 '225

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz