На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

Ив. ПОРТНЯГИН МУРМАНСК — ГОРОД РЫБНЫЙ НОВЫЙ ЦЕНТР ЗАПОЛЯРЬЯ . . .Экспресс идет на север. Позади остались кудрявые березы и степенные реки, зеленые поля и веселые лужайки среди густых, тенистых рощ. Поезд мчится мимо болот, пустых равнин и камени­ стых сопок, поросших тощей сосной да карликовой, пригнувшейся к земле березой. В окне вагона мелькает зеркало озера или под железным мостом прошумит быстрая речка, загроможденная огром­ ными серыми валунами. На вагонах таблички: «Ленинград — Мур­ манск». Чем дальше на север удаляется поезд, тем больше в вагонах разговоров о Мурманске, о полярном полуночном солнце, о море. Самые увлекательные рассказчики — это люди с золотыми нашив­ ками на рукавах. Они дают понять пассажирам, впервые едущим по этой дороге, что поезд идет в их город — город моряков. Уже на вокзале приехавший ощущает близость моря. Соленый ветер доносит запах водорослей, слышен грохот корабельных лебе­ док, сдержанные гудки буксиров. С одной стоооны к стальным путям почти вплотную подбегают волны Кольского залива, с другой, как на ступенях, — расположился город. Поток пассажиров, подняв­ шись в гору, вливается на асфальт Ленинградской улицы и оттуда «опадает на широкий проспект имени Сталина. Этот проспект является как бы фрагментом будущего Большого Мурманска. Здесь высятся красивые каменные дома в пять, шесть и семь этажей. Еще лег пятнадцать назад сюда приходили окрестные жители за сочной черникой и рдеющей морошкой, а в низкорослом кустарнике тундры охотники находили белых полярных куропаток и зайцев. Советская власть застала на месте нынешнего Мурманска неболь­ шой поселок, состоявший из деревянных лачуг, землянок и «чемода­ нов», как назывались бараки из гофрированного железа. Этот посе­ лок именовался городом Романовым на Мурмане. В старой России Мурман был забытой окраиной. О нем вспом­ нили, когда разразилась первая мировая война и царскому прави- тбльству понадобился незамерзающий порт на Севере, чтобы можно было получать морским путем снаряжение от союзников. В июне 1915 года от Петрозаводска до Кольского залива начали стооить железную дорогу. В ноябре 1916 года дорога была готова. На север­ 224

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz