На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

ПЕРИОД ОСВОЕНИЯ Судоремонтники были взволнованы. Происходило большое собы­ тие: первый подъем траулера на новом слипе. Специалисты еще раз проверили механизмы, расставили людей и отдали команду. Элек­ трики включили рубильники, и мощные моторы заработали. Огром­ ные стальные тросы, протянутые через массивные ролики, медленно потянулись из воды к металлическим барабанам мощных лебедок. Траулер, стоявший невдалеке, качнулся и стал придвигаться к рель­ сам, терявшимся в воде. Так в августе 1934 года началось освоение высокой техники судоверфи. На подъем судна было затрачено тогда более двух с половиной часов. Но вот страну охватило стахановское движение, быстро распространилось оно и в Заполярье, и спустя немного вре­ мени судоремонтники на том же слипе стали производить подъем судна вдвое скорее. Работники литейного цеха нашли способ для многократного перевыполнения норм. Началось с мелочи. В этом цехе отливались грузила для рыболовной снасти — массивные металлические «груши». Обычно в одной форме отливались два-три таких грузила. Рабочие изменили процесс формовки и после отливки вынимали уже не по два-три грузила, а целую гроздь их, насчитывающую 10— 12 штук. Формовщик В. Кожевников стал выполнять норму на 250 с лишним процентов. Стахановское движение перебрасывалось из цеха в цех, поро­ ждая все новых новаторов, передовиков производства. Стахановцы появились в кузнечном, котельном, механическом и других цехах. К 1 января 1936 года их было уже 245 человек. Судоремонтники имели дело с большим количеством различных деталей. И каждый раз, когда в их руки попадала незнакомая деталь, приходилось искать способы ее ремонта. Так было не только на «Ксении», но и в мастерских. Н а новой верфи подобное кустарничание являлось недопустимым. Инженеры и техники стали заводить на каждую деталь технологическую карту, содержащую описание процесса ее обработки. Однажды к причалам верфи подошел стахановский траулер «Киров». Моряки не хотели терять времени на длительную стоянку и обратились к судоремонтникам с письмом, в котором просили сократить срок ремонта. Экипаж траулера писал, что он упорно борется за освоение техники и к этому же призывает коллектив судоверфи. Слесари, токари, котельщики, литейщики горячо откликнулись на призыв моряков и включились в соревнование за высокие ста­ хановские уловы. С особым вниманием обрабатывали они детали механизмов корабля, продумывали производственный процесс, старались выиграть часы и минуты. У некоторых станков была при­ бавлена скорость; там, где возможно, упрощены операции; цехи, выполнявшие заказ, хорошо согласовали между собой работу. В результате стахановский траулер «Киров» оставил причалы верфи 206

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz