На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

предприятиями. Дальше от порта обрывистый берег не имел подхо­ дящей площадки. Показывая на серые, холодные волны залива, специалисты, раз­ рабатывавшие по заданию партии и правительства план стройки, говорили: -—• Цехи надо строить вот здесь, на заливе. План был одобрен товарищем Микояном, утвержден правитель­ ством, и строители пошли в наступление на стихию, отвоевывая у воды пядь за пядью берег. Во время отливов на обнажавшейся земле возводили деревянные ряжи, засыпали их камнем, и когда вода возвращалась, она встре­ чала неожиданное препятствие. Волны били в крепкие стенки ряжа и, укрощенные, отступали. На стройке шло соревнование людей, увле­ ченных решением трудной и почетной задачи. Порой они многими часами работали по колено в холодной воде и вязком иле, но не сдавали темпов. Всем хотелось скорее увидеть новое предприятие на земле, отвоеванной ими у моря. В трудные дни на стройку при­ ходили и работники мастерских. В свободные от работы часы они помогали строителям. С далекого юга шли поезда, груженные цементом, металличе­ скими фермами, стеклом. Цехи еще только закладывались, а на площадку уже стали прибывать в огромных ящиках сложные станки. Руководимые большевистской партией, строители и судоремонт­ ники преодолевали все трудности. Они заставили отступить воды Кольского залива, расчистили площадку, обнесли ее ровной стен­ кой ремонтных причалов, воздвигли большие каменные корпуса цехов. Пока шла стройка, лучшие ударники мастерских, посланные из Мурманска в Ленинград, Коломну и другие города, знакомились с новой высокой техникой, приобщались к культуре и широкому размаху предприятий-гигантов. В феврале 1933 года был закончен литейный цех новой судовер­ фи, и литейщики расстались с тесным, прокопченным зданием мастерской. Вагранки работали отлично и давали литье высокого качества. Вслед за литейщиками, в новые помещения перешли слеса­ ри, станочники и котельщики, а в 1934 году механические мастер­ ские прекратили свое существование. Мощная судоверфь, богато оснащенная Техникой, твердо стояла на земле, отвоеванной у :<алива. Выросли за это время и люди. Бывший рабочий Григорий Лев­ к и н стал мастером, затем начальником цеха, старшим прорабом, и наконец заместителем главного инженера. З а самоотверженную работу правительство наградило его орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Приобрели опыт, поднялись до постов командиров рабочие тт. Фомин, Сахаров, Трифонов и др. Теперь, когда была создана прочная техническая база для ремонта судов, требовалось освоить ее, выжать из техники все, что она может дать. 204

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz