На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

Териберкой и дальше пошли галсами, то удаляясь в открытое море, то приближаясь к берегам. Видимость была хорошая. Альтиметр показывал около 600 метров высоты; скорость — около 170 кило­ метров в час. Сделав три галса, мы сельди не обнаружили. Начали четвертый — от становища Рынды, и почти сразу же в поле нашего зрения попали десятки стай сельди. Они отчетливо выделялись буро-фиолетовыми пятнами на зеленом фоне моря. Решили проверить оптимальную высоту, с которой видны косяки. Самолет сделал несколько виражей и снизился до 200 метров, стаи были видны отчетливо. Их сопровождали чайки, но сельдь держалась не у самой поверхности, а на глубине 10— 15 метров. Чайки не могли доставать сельдь на такой глубине и сидели на поверхности воды, ожидая вечера, когда сельдь обычно подымается наверх. Вспугнутые само­ летом птицы разлетелись. Самолет начал набирать высоту. Вот он поднялся до 800 метров, затем до 1200 метров — сельдь попрежнему видна очень хорошо. На высоте в 1800 метров появилась легкая дымка, которая несколько ухудшила видимость, зато обследуемая площадь увеличилась в несколько раз. С этой высоты мы держали под наблюдением площадь моря в ч£тыре-пять квадратных кило­ метров. Мы пришли к выводу, что высота полета при разведке сельди в условиях хорошего освещения моря должна составлять 800— 1200 метров, а при плохом освещении — 400— 600 метров. С воздуха отчетливо была видна форма стаи, напоминавшая полумесяц. Площадь, занймаемая ею, достигала 300— 500 квадрат­ ных метров. На площади в один квадратный километр можно было насчитать 15— 20 стай. Общая же площадь моря, на которой была обнаружена сельдь, составляла примерно 100 квадратных километ­ ров. Это был большой промысловый косяк, на облов которого можіно было послать не меньше 20 судов. Радист немедленно связался с базой промысловой разведки, так как мы хотели направить сюда промысловый флот в тот же день к вечеру. В Мурманске мы узнали, что несколько судов уже идут к косяку, а в 12 часов следующего дня радиосводка сообщила, что все боты, находящиеся на обнаруженном авиаразведкой косяке, берут в два- три раза больше сельди, чем другие суда. Для начала это был боль­ шой успех. Теперь предстояло наладить радиосвязь непосредственно между самолетом и судами, сделать авиаразведку повседневным средством поисков сельди. Этого удалось достичь в том же году. В 1939 и 1940 годах авиаразведка регулярно обследовала при­ брежную зону Мурмана шириной в 30— 35 миль. В дальнейшем, пользуясь более крупными, гидропланами, можно будет осуществлять разведку и в открытом море. Перспективы авиаразведки исключи­ тельно велики. Самолет может обследовать за час акваторию в 300 квадратных километров, а за вылет — іне менее 2000 квадрат­ ных километров. Вторым современным методом разведки рыбы является эхолот. Этот прибор был изобретен для определения глубин во время хода судна. Принцип действия прибора основан на том, что звук, достиг­ нув дна, отражается от него и может быть уловлен специальным 197

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz