На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.
Териберкой и дальше пошли галсами, то удаляясь в открытое море, то приближаясь к берегам. Видимость была хорошая. Альтиметр показывал около 600 метров высоты; скорость — около 170 кило метров в час. Сделав три галса, мы сельди не обнаружили. Начали четвертый — от становища Рынды, и почти сразу же в поле нашего зрения попали десятки стай сельди. Они отчетливо выделялись буро-фиолетовыми пятнами на зеленом фоне моря. Решили проверить оптимальную высоту, с которой видны косяки. Самолет сделал несколько виражей и снизился до 200 метров, стаи были видны отчетливо. Их сопровождали чайки, но сельдь держалась не у самой поверхности, а на глубине 10— 15 метров. Чайки не могли доставать сельдь на такой глубине и сидели на поверхности воды, ожидая вечера, когда сельдь обычно подымается наверх. Вспугнутые само летом птицы разлетелись. Самолет начал набирать высоту. Вот он поднялся до 800 метров, затем до 1200 метров — сельдь попрежнему видна очень хорошо. На высоте в 1800 метров появилась легкая дымка, которая несколько ухудшила видимость, зато обследуемая площадь увеличилась в несколько раз. С этой высоты мы держали под наблюдением площадь моря в ч£тыре-пять квадратных кило метров. Мы пришли к выводу, что высота полета при разведке сельди в условиях хорошего освещения моря должна составлять 800— 1200 метров, а при плохом освещении — 400— 600 метров. С воздуха отчетливо была видна форма стаи, напоминавшая полумесяц. Площадь, занймаемая ею, достигала 300— 500 квадрат ных метров. На площади в один квадратный километр можно было насчитать 15— 20 стай. Общая же площадь моря, на которой была обнаружена сельдь, составляла примерно 100 квадратных километ ров. Это был большой промысловый косяк, на облов которого можіно было послать не меньше 20 судов. Радист немедленно связался с базой промысловой разведки, так как мы хотели направить сюда промысловый флот в тот же день к вечеру. В Мурманске мы узнали, что несколько судов уже идут к косяку, а в 12 часов следующего дня радиосводка сообщила, что все боты, находящиеся на обнаруженном авиаразведкой косяке, берут в два- три раза больше сельди, чем другие суда. Для начала это был боль шой успех. Теперь предстояло наладить радиосвязь непосредственно между самолетом и судами, сделать авиаразведку повседневным средством поисков сельди. Этого удалось достичь в том же году. В 1939 и 1940 годах авиаразведка регулярно обследовала при брежную зону Мурмана шириной в 30— 35 миль. В дальнейшем, пользуясь более крупными, гидропланами, можно будет осуществлять разведку и в открытом море. Перспективы авиаразведки исключи тельно велики. Самолет может обследовать за час акваторию в 300 квадратных километров, а за вылет — іне менее 2000 квадрат ных километров. Вторым современным методом разведки рыбы является эхолот. Этот прибор был изобретен для определения глубин во время хода судна. Принцип действия прибора основан на том, что звук, достиг нув дна, отражается от него и может быть уловлен специальным 197
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz