На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

для промысла можно использовать преднерестовые скопления сель­ ди, идущей к местам размножения. Закончился 1938 год. Он дал многое для промысла сельди в открытом море и войдет славной датой в историю освоения Барен­ цова моря. Правительство высоко оценило эту работу моряков Заполярья, наградив лучших из них орденами и медалями. 1939 год ознаменовался новыми успехами. Поисковые суд нашли районы для лова сельди в третьей ветви Нордкапского тече­ ния, за 73° северной широты. Здесь ловили сельдь в течение всего лета и осени. Первое время поиски сельди сводились к проведению контрольного лова с помощью обычных дрифтерных сетей. Вспомогательными приборами являлись поверхностный и придонный термометры и планктонный индикатор. С помощью поверхностного термометра капитаны легко находили границы теплых вод Нордкапского течения. Глубинный термометр давал возможность безошибочно определять толщину верхнего прогретого слоя воды, то есть находить глубину, на которой следует искать сельдь. Планктонный индикатор позволял иногда избегать потери времени на выметывание сетей. Опыт показывал, что если в индикатор попадало много сине-зеленых или бурых водорослей, то сельди в этом месте нет; если же попадал розовый калянус, то это служило признаком ее присутствия. В тече­ ние первого года капитаны поисковых судов научились находить сельдь и по поведению морг хих птиц, а также морского зверя — касаток и дельфинов. ВОЗДУШНАЯ РАЗВЕДКА Авиаразведка была на Севере делом совершенно новым. Поиски с воздуха хамсы на Черном море и сардины на Дальнем Востоке давно уже получили признание как наиболее эффективный метод обнаружения рыбы. На Черном море внедрением авиаразведки в течение нескольких лет занимался автор этих строк, и для меня была несомненной польза, которую сможет принести самолет в поисках мурманской сельди. И вот при промысловой разведке на Мурмане с конца 1938 года было организовано авиазвено в составе двух гидропланов и одной амфибии. Два первых вылета на поиски рыбы не увенчались успехом. Низкая облачность прижимала машину к воде и уменьшала радиус видимости; к тому же море было осве­ щено слабо, оно казалось свинцово-серым. Тогда мы решили выждать более благоприятных условий. Несколько дней я дежурил вместе с летным составом в аэропорту. Наконец, выдался ясный, почти безоблачный осенний день, дул лег­ кий южный ветер. Летающая лодка ждала нас на якоре, вел ее опытный полярный летчик т. Худоногов. Кроме меня и бортмеха­ ника т. Боброва, в полете участвовал один из опытнейших поиско­ вых капитанов — И. Н . Демидов. Самолет взял курс на Териберку. Сотни озер самых причудли­ вых форм проплывали под нами. Через 15 минут мы пролетели над 196

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz