На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

время все научно-промысловые исследования в Баренцевом море были сосредоточены в одном научно-исследовательском учреждении — Полярном институте морского рыбного хозяйства и океанографии имени Книповича. В годы первой Сталинской пятилетки Мурманск становится одним из крупнейших центров рыбной промышленности Советского Союза, а к концу второй пятилетки общий улов тралоівого флота достиг двух с половиной миллионов центнеров трески, пикши, мор­ ского окуня и другой ценной рыбы. Этот успех был достигнут в результате широко развернувшегося стахановского движения. Однако немалую роль здесь сыграло и то обстоятельство, что к это­ му времени лучше стали известны пути передвижения рыбных косяков. Траловый флот научился ловить рыбу не только в тех местах, которые были известны по прежнему опыту, но и в новых, ранее никогда не посещавшихся траулерами. Осенью, когда косяки трески и пикши в поисках корма откочевывают к востоку и северу, трауле­ ры идут к Вайгачу, к берегам Новой Земли, на Демидовскую банку и здесь наполняют трюмы богатой добычей. З а пределами южной части моря многие траулеры не раз посещали богатейшие рыбные банки у острова Медвежьего и вблизи острова Надежды. Освоение новых районов шло не вслепую. Ему предшествовала большая исследовательская работа, в результате которой была со­ ставлена подробная карта глубин и грунтов, а также выяснено на­ правление теплых течений. Были составлены также карты распреде­ ления донных животных, многие из которых служат пищей треске, пикше, зубатке. Некоторые из этих обитателей морского дна живѵт голько на пути теплых течений. Это — теплолюбивые виды. Другие — холодолюбивые — обитают лишь там, где температура воды в течение всего года или большей его части не превышает 0°. Зная распределение тех и других животных, научные работники смогли наметить районы, где наиболее вероятно наличие промысловых рыб, и сроки, когда они могут находиться там в количестве, достаточном для успешного промысла. Капитаны первых советских траулеров почти ничего не знали о путях движения-рыбы в открытом море. Им известны были только те места, где удалось получить хорошие уловы капитану Копытову, составившему первую промысловую карту. Позднее более подробную карту составил проф. Аверинцев, обобщивший опыт своей работы на траулере «Дельфин» и данные о местах лова советского тралово­ го флота в первые годы его существования. В дальнейшем учет работы траулеров стал неотъемлемой частью научно-промысловых исследований. Теперь регистрируется каждое траление, указываются место и глубина, на которых оно производит­ ся. На основании этих данных составляются карты траловых уловов. Такие карты, имеющиеся ныне для каждой декады или месяца за много лет, дают представление, где и когда были получены наилуч- ише уловы. И з сравнения их обнаруживается, что хотя определенная закономерность в сезонном размещении промысла и существует, но 168

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz