На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

лярный город, носящий имя его творца, великого революционера С. М. Кирова. Население полуострова увеличилось к 1932 году до 112 тысяч, в том числе в Мурманске до 50 тысяч человек. Валовая продукция промышленности возросла к концу первой пятилетки до 71,2 миллиона рублей. Еще более быстрыми темпами развивалась экономика Мурмана в годы второй сталинской пятилетки. К моменту завершения второго пятилетнего плана траловый флот насчитывал уже 70 траулеров и много вспомогательных судов. Добыча рыбы по сравнению с пер­ вой пятилеткой увеличилась в три раза. Если за десять лет — с 1904 по 1913 год — 3800 мурманских рыбаков выловили всего 840 тысяч центнеров рыбы, то только в 1936 году советские трау­ леры добыли 1 миллион 800 тысяч центнеров. В этом же году 40 моряков траулера «Киров» добыли 52 тысячи центнеров рыбы, т. е. столько же, сколько выловили в 1914 году 2500 мурманских рыбаков. Значительно расширилась горная промышленность. Добыча апатитовой руды возросла в 5 с половиной раз, а апатитового кон­ центрата— в 7 раз. Трудящиеся Заполярья, руководимые больше­ вистской партией, одержали большую победу, создав в Монче-тундре мощный медно-никелевый комбинат— первенец цветной металлургии на Кольском полуострове. Вместе с комбинатом вырос новый советский город Мончегорск. Была реконструирована Кировская железная дорога. Вступили в строй две мощные гидроэлектростанции: Нив- ская—-на бурной и порожистой реке Ниве и Туломская — на реке Тулома. Мировую известность приобрел незамерзающий Мурман­ ский торговый порт—-важнейший узел северных морских коммуни­ каций нашей страны. В 1938 году Мурманский округ был преобразован в Мурман­ скую область. Эго мероприятие совпало с новым историческим этапом — началом третьего пягилетнего плана. Молодая Мурман­ ская область вступила в третью пятилетку окрепшей, с большими перспективами дальнейшего роста. В годы третьей сталинской пятилетки трудящиеся Заполярья сделали новый шаіг вперед по пути развития производительных сил Кольского полуострова. В 1940 году траловый флот выловил рыбы и выработал рыбных изделий на 33 миллиона рублей. Вместе с ростом промысла росла и рыбообрабатывающая база. Мурманский рыбообрабатывающий комбинат выпустил в 1940 году продукции на 49 миллионов рублей (в неизменных ценах 1926/27 года). Наряду с государственным ловом росли и крепли рыболовецкие колхозы. Для обслуживания рыбаков-колхозников на побережье были созданы 3 моторно-рыболовные станции. К 1 января 1935 года рыболовецкие колхозы Мурмана имели 58 моторных ботов, общая мощность которых составляла 1462 лошадиных силы. К 1 января 1939 года колхозы и моторно-рыболовные станции располагали 127 ботами общей мощностью в 4312 лошадиных сил. В результате оснащения колхозов современной техникой увели­ чился вылов рыбы. Если в 1935 году колхозы выловили 57 тысяч 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz