На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

представляла для него самое ценное сокровище на свете, и он допу­ скал к ней далеко не каждого. Подобно тт. Панову и Платонову, выросли на работе тт. Старэ- нойтов, Ходаковский, Феликсов, Лукьянченко и многие другие ! руд их в дальнейшем был высоко оценен партией и правитель '•гном — многие получили ордена и медали. Как же учили людей на нашем корабле? У нас, как и на многих других траулерах, большую роль сыграли технические занятия, беседы, кружки техминимума. Но этими занятиями обучение не огра­ ничивалось. Старики-капитаны из поморов, зачинатели советского тралового промысла, всем своим промысловым опытом овладели сами, без посторонней помощи. Начинали они свою морскую службу зуйками в рыбацких станах, матросами, сами чинили и шили тралы, сами шкерили рыбу, а потом, стан командирами, личным показом учили своих людей. Когда же флот вырос, на его корабли пришло много судоводителей со стороны, не знавших техники тралового про­ мысла, и непосредственное руководство работой на палубе было возложено на тралмейстеров и рыбных мастеров. Среди новых судо­ водителей были такие, которые считали, что их дело командовать кораблем, а инструктировать людей, учить их следует лишь в сво­ бодное от вахты время, в салоне. Молодой капитан-черноморец Тисленко, а затем п сменивший его на «Кирове» капитан Стрельбицкий не шли по этому пути. Оба эти капитана сами участвовали в работе при спуске и подъем»' трала, сами при больших уловах шкерили треску, часто заглядывали в трюм, проверяя, правильно ли укладывается рыба Так же пони­ мал свою роль руководителя и старший механик т. Макаревич. Вооружившись лопатой и ломиком, он показывал молодому кочегару, как надо правильно бросать уголь на колосники, как подламыьоть шлак и пр. Когда же требовалось, он не считал для себя зазорным выходить со своими людьми и на палубу — к тралу или рыбоделу Цель этого заключалась, конечно, не в том, что прибавлялась лишняя пара рабочих рук, и даже не в том, что капитан и старший механик личным примером ударной работы поднимали дух команды Стоя у рабочего места — на палубе, у траловой лебедки, в трюме, у машины, они показывали, как надо работать, учили людей и одно временно изучали их слабые и сильные стороны, узнавая в каком направлении нужно вести дальнейшее их воспитание, Кое -кто считал, что капитан, старший механик, штурман, сняв белые перчатки и став в один ряд с матросами или кочегарами, теряют свой авторитет. На деле же авторитет командного состава нигде не стоял так высоко, как на «Кирове». Слово капитана здесь являлось законом для каждэго члена команды. И в помине не было того вредного панибратства, которое существовало на некоторых других траулерах. Хорошо организованный труд палубной команды позволил «Кирову» добиться в 1935 году прекрасных показателей тралового режима. Они намного превосходили средние показатели тралового флота. Т а к , активную работѵ с тралом мы вели 17.8 часа в сутки. П<>

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz