На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.
лова было освоено. На спуск и подъем его команда затрачивала 50 минут, то есть укладывалась в норму. Уловы за час тралении были значительно выше, чем при работе оттертралом. Это был первый крупный шаг команды «Кирова» по пути нова торства. Приобретенные ею навыки работы с новым тралом были затем переданы всему флоту. В последующие два-три года экипаж траулера продолжал упорно работать над совершенствованием траловой техники. В 1933 году капитан «Кирова» т. Тисленко ввел особый гак, заменивший чекель, соединяющий ваера с траловыми досками. Применение его позво лило ускорить спуск и подъем трала на несколько минут. Этот гак в дальнейшем также стал применяться на всех трауле рах. В том же году на «Кирове» была введена подборка кормового крыла для того, чтобы загонять рыбу в мешок при подъеме трала. Моряки траулера «Киров» первыми стали привинчивать джильсон к дележному стропу в тех случаях, когда в трал попадало много рыбы и улов приходилось делить перед подъемом трала. Они же применили «сушилку» при подъеме трала, новый вид стопор-блока для ваеров, особые тросы для предупреждения аварий трала на каменистом грунте. Все эти и другие усовершенствования увеличи вали уловы, облегчали труд команды и позволяли экономить доро гое промысловое время. БОРЬБА СО ШТОРМАМИ В море, окутанном мраком полярной ночи, ревели штормы, буше вали снежные шквалы. Большая часть траулеров стояла в порту. Лишь немногие капитаны осмеливались выходить на промысел. Но и они возвращались в порт почти с пустыми трюмами. Ловить рыбу .мешала штормовая океанская волна. З а весь рейс выпадало три- четыре спокойных дня. Много ли поймаешь за такой срок? Ушел в зимний рейс и траулер «Киров». Погода во время пере вода к месту промысла и в первый день лова стояла хорошая. Но на второй день судно попало в свирепый шторм. В вантах засвистел ветер. Тучи, затянувшие небо, еще больше сгущали сумрак корот кого зимнего дня. Траулер, глубоко зарываясь носом в волну, тянул за собой трал. Капитан, засунув руки в карманы полушубка, смот рел сквозь стекло рулевой рубки, как через полубак на палубу низвергались потоки воды. Матросы, свободные от вахты, лежа на койках в кубрике, прислушивались к шуму волн, которые с грохотом, напоминающим пушечные выстрелы, били о железный корпус судна. Скоро совсем стемнело. Капитан взглянул на часы. — Можно поднимать трал, — сказал он штурману. Струя стравливаемого пара окутала сырым облаком палубу и на ходившихся на ней матросов, загрохотала лебедка, наматывая на вал стальные тросы, и из черной глубины моря показались тяжелые тра ловые доски. Луч прожектора осветил пенящуюся воду и всплывший мешок трала, наполненный треской. Траулер, повернувшийся к волне бор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz