На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

Цифра казалась тогда чуть ли не пределом возможного, так как по нормативу на указанную операцию полагалось 50 минут. Прак­ тически же мы укладывались в 42 с половиной минуты, экономя на каждом тралении еще две с половиной минуты. При 106 трале­ ниях это составило 265 минут, в течение которых мы произвели два траления дополнительно и выловили четыре тонны рыбы. И з чего же сложились эти две с половиной минуты? Раньше мы равнодушно относились к разного рода «мелочам» в работе с тралом и совершенно не замечали секунд, растрачиваемых на эти «мелочи». Выйдя же в стахановский рейс, начали вести счет на секунды, и для того чтобы выиграть хотя бы незначительное время,, стали прибегать к различным приспособлениям, ускоряющим спуск и подъем трала. Большинство этих приспособлений было позаим­ ствовано нами из опыта передовых траулеров, в частности «Кирова». Так, раньше у нас, как и на большинстве других траулеров, для соединения досок с ваерами применялись чекели. Теперь же мы, по примеру «Кирова», заменили чекель гаком и благодаря этому сэкономили на каждом спуске и подъеме трала одну-две минуты. Интересно, что еще за месяц до этого мы искренне считали, будто с гаками хорошо работать нельзя. Но вот попробовали и убедились в обратном -— именно, что с гаками работать удобнее и скорее, чем с чекелями. Ободренный первой удачей, я решил сделать патентованный узел на мешке трала — такой, какой мне пришлось видеть на траулере «Двина». После нескольких тралений мои помощники в один голос заявили, что патентованный узел действует прекрасно. Благодаря его применению было сэкономлено на развязывании мешка около минуты. Еще по пути на промысел мы решили, что если людям каждой вахты поручить определенные операции, они лучше освоят дело, меньше будет суеты, ускорится спуск и подъем трала. Так и сделали. В моей, например, вахте расставили людей так: я и засольщик рабо­ тали у лебедки, матросы тт. Гребнев и Голованов должны были спускать и принимать кормовую доску, два других матроса работали с носовой доской. Каждый получил свое постоянное рабочее место и стал выполнять свою операцию, не ожидая каких-либо распоря­ жений. Таким несложным мероприятием мы добились значительного ускорения спуска и подъема трала. Найдены были резервы времени и на других операциях. Даже такая, казалось бы, мелочь, как передача вступающей вахте иголок с намотанным на них пряденом значительно ускорила починку тра­ лов, так как раньше на поиски и подготовку этих иголок обычно затрачивалось 5— 10 минут. Учитывая, что успех лова во многом зависит от исправной работы корабельной машины, машинная команда траулера устранила все, что могло бы вызвать потерю промыслового времени. В преды­ дущем рейсе мы затратили 35 часов на ремонт механизмов. Во время стахановского рейса это не повторилось. Главная машина и палубные механизмы работали безукоризненно. Кочегары строго выполнили 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz