На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.
Вряд ли кто-нибудь из нас забудет день возвращения в базу. Подняв на борт последний трал, мы, как обычно, сообщили по радио в Мурманск: «Снимаемся с промысла, идем в порт». Совершив пере ход, входим на рейд. И вдруг все траулеры, стоявшие в порту, при ветствуют нас гудками. В морозном воздухе гремит музыка. Причал заполнен людьми. Мы не сразу поняли, в чем дело, и только после того как траулер ошвартовался у причала, команда узнала, что она-то и является виновницей этого торжества. Опыт первого нашего рейса был внимательно изучен и скоро стал достоянием всех экипажей тралового флота. Итоги его обсу ждались на собрании моряков, были освещены на страницах печати. Показатели, достигнутые «Лебедкой» в тот знаменательный рейс, впоследствии были значительно превышены почти всеми траулерами. Но в этом-то н заключается великая сила стаханов ского движения. Опыт передовиков подхватывается другими коллек тивами. Рекорд становится со временем средним показателем, и возникает новый рекорд с тем, чтобы спустя некоторое время стать в свою очередь общим достоянием. Какие же уроки извлекли мы из первого стахановского рейса? УРОКИ РЕЙСА Прежде всего мы научились пенить промысловое время. Обидно было вспомнить, сколько часов и даже дней растрачивалось до это го впустую. Теперь же каждый понял, что для достижения высо ких уловов необходимо экономить не только часы, но и минуты. На наших глазах каждая сэкономленная минута превращалась в добавочный центнер трески, пикши или морского окуня. Известно, что эффективность промысла измеряется количеством времени, затрачиваемого на активную работу с тралом. Чем этот показатель выше, тем больше добыча рыбы. В свой последний рейс в 1935 году «Лебедка» затратила на активную работу с тралом только 59,9 процента всего промыслового времени. Иными словами, почти половина времени ушла на переходы, лежание в дрейфе из-за шторма, распутывание трала и пр. В стахановском же рейсе актив ная работа с тралом заняла 67 процентов промыслового времени. Это позволило сделать за 18 с половиной промысловых дней 106 тралений, то есть почти столько же, сколько мы делали в самые благоприятные летние месяцы, когда ни штормы, ни морозы не ме шают нормальной работе. Но этим наши производственные резервы не исчерпывались. Активная работа с тралом слагается, как известно, из двух частей: во-первых, из спуска и подъема трала и, во-вторых, из самого тра ления. Чем меньше времени затрачивается на первую операцию, тем больше его можно затратить на траление и, следовательно, повысить уловы. Перед тем как выйти в стахановский рейс, команда обязалась производить спуск и подъем трала не более чем за 45 минут. Эта 1 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz