На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

тысячи центнеров. При налаженном обслуживании корабля в порту, позволяющем выходить на промысел без задержек, за год можно сделать 10 рейсов. Таким образом, годовой вылов 30 тысяч цент­ неров являлся вполне реальным. О своих расчетах капитан рассказал команде и в конце своего короткого доклада добавил: — Разумеется, нужно работать по-стахановски. Труд на палубе и в машинном отделении должен быть организован так, чтобы ни одна минута промыслового времени не пропадала. Начнем же рабо­ тать по-стахановски с первых дней нового года, с первого рейса. И я уверен, что мы ответим на призыв товарища Микояна высокими уловами. Происходило это без малого 10 лет тому назад, но воспомина­ ние о собрании все ’еще свежо в моей памяти. Команда траулера горячо поддержала предложение своего капитана и тут же решила написать письмо товарищу Микояну. Кто-то сказал: — Наше обязательство будет крепче, если мы сообщим о нем Анастасу Ивановичу. Тогда уже назад не повернешь. В своем письме мы заявляли: «В прошлом году наш траулер выловил 25 тысяч центнеров рыбы, хотя мы плавали в море только восемь месяцев. Остальное время было потеряно из-за скверной организации работы управле­ ния тралфлота и судоремонтного завода. В этом году мы даем обязательство выловить 30 тысяч центнеров рыбы. Это вполне реальное обязательство. Если мы будем вылавливать за рейс по 300 тонн сырца, то за год нам придется сделать всего 10 рейсов... Приступая к осуществлению указаний наркома, мы объявляем свой первый рейс 1936 года стахановским рейсом». НАПЕРЕКОР СТИХИИ Почин «Лебедки» поддержали траулеры «Навага» и «Москва». Затем в соревнование за высокие уловы включились и другие корабли. Надо сказать, что стахановские рейсы начались в самое тяжелое для промысла время — в январе— феврале, когда в море день за днем бушуют жестокие штормы, работать приходится круг­ лые сутки в темноте полярной ночи. Зима же в 1936 году выдалась суровая. Стояли Небывалые морозы, и корабли во время рейсов покрывались ледяным панцырем. Кольский залив замерз и, чтобы проложить путь в море, приходилось прибегать к помощи ледоколов. Отправляясь в свой первый стахановский рейс, траулер «Лебедка» поздним вечером 11 января 1936 года отвалил от при­ чала рыбного порта. В морозном ночном тумане потонули огни Мур­ манска, а потом померкли и огни маяков, стоящих на скалистых берегах залива. Корабль взял курс на север, к 72 параллели, и на вторые сутки благополучно прибыл к месту промысла. Обменявшись приветственными гудками с поисковым траулером «Нева», который обследовал данный квадрат моря, мы получили от него последние 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz