На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

Служба в траловом флоте — дело трудное, но благодарное. На борту рыболовного траулера механик проходит хорошую практику. З а год плавания он получает здесь больше опыта, чем за два-три года на другом судне. Промысловый рейс траулера длится от 18 до 25 дней, и все это время машина работает почти беспрерывно. Оста­ новки бывают лишь между двумя тралениями и продолжаются по 15— 20 минут. З а это время надо успеть проверить систему дви­ жения, устранить дефекты. Во время рейса перед механиком трау­ лера иногда встают сложные технические задачи. Проконсультиро­ вать ему не с кем, помощи ждать неоткуда. В этих случаях все зависит от его знаний, опыта, сообразительности. Работа напряжен­ ная, но только на ней механик получает настоящую закалку. Недаром перед механиком тралового флота открыта дорога всюду, его примут с готовностью на любое судно. Не уменьшается, а, пожалуй, увеличивается работа механика в те дни, когда траулер стоит в порту. Т щательная проверка главной машины и вспомогательных механизмов, а также их предупредитель­ ный ремонт, произведенные в течение трех-четырех дней на сто­ янке, обеспечивают безотказную трехнедельную работу машинной части в море. Основное правило, которое я вывел на основании своего полувекового опыта, можно сформулировать так: «Трудно в пор­ ту —• легко в море». На траулере, как и на любом судне, не всегда можно подобрать машинную команду сплошь из опытных, квалифицированных людей. Поэтому задача механика— учить свои кадры и учить не только путем специальных теоретических занятий, но и повседневно — во время работы, в море, в порту. Для того же, чтобы учить человека с пользой для него самого и для дела, надо сначала узнать его до­ стоинства и недостатки. Поэтому второе мое правило — быть всегда внимательным к людям, с которыми работаешь, знать их слабые и сильные стороны. По отношению к каждому своему помощнику стараюсь проявить простую человеческую заботливость и на нее неизменно получаю отклик. Некоторые механики жалуются на то, что у них нехватает опыт­ ных кочегаров. Но в этом они виноваты сами. Труд кочегара — самый тяжелый на траулере, и поэтому долг механика— облегчить его. Как это сделать? Опытных кочегаров, действительно, мало, и на судах часто пользуются новичками, которые, не умея работать, за­ трачивают лишние силы и выбывают из строя раньше, чем успеют ѵсвоить свою специальность. Поэтому механик обязан чаще загля­ дывать в котельную, учить кочегара правильно забрасывать уголь на колосники, своевременно и быстро чистить топку, держать в исправности лопату, ломик, гребок. Все это облегчит кочегару труд и поможет добиться хорошей работы котла. Буду рад, если эти простые советы помогут молодым механикам тралового флота быстрее и лучше усвоить их сложное, ответствен­ ное дело.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz