На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.
Во время междурейсовых стоянок как раз и можно обнаружить дефекты, не замеченные в плавании. По приходе в порт обычно в течение первых суток не схожу на берег. Подготовляю дефектную ведомость, изготовляю эскизы деталей, требующих обработки на станке. Затем в течение двух-трех дней слежу за ремонтом, кото рый в основном выполняет команда: я редко обращаюсь за помощью, предпочитаю обходиться своими силами. В чем могу, помогаю меха никам других траулеров. З а сутки до выхода в море производится приемка угля и мате риалов. В этом случае также нужен зоркий глаз, иначе того и гляди либо топлива недогрузят, либо масло дадут не той марки, какая требуется, либо еще что-нибудь. А ведь если на берегу не досмо тришь, то в море исправлять ошибку уже трудно. В 1941 году наш траулер после 10 лет работы был поставлен в капитальный ремонт и в результате последовавшей вскоре военной обстановки смог снова выйти в море лишь в сентябре 1943 года. Машинная команда была укомплектована новыми людьми. Несмотря на это, а также на трудности работы в военное время, все они быстро научились хорошо выполнять свои обязанности. Особенно тяжело приходилось кочегарам, так как низкосортный уголь быстро засорял топки, и их приходилось чистить вдвое чаще, чем при поль зовании высококачественным топливом. Чтобы держать в котле ра бочее давление пара, кочегары, помимо вахты, вынуждены были выходить на подвахту, то есть работать дополнительно по три часа в сутки. Но я никогда не слышал от них ни одного недоволь ного слова. Они понимали, что война требует от каждого напряже ния вісех сил, и самоотверженно выполняли свой долг перед Родиной. З а образцовую стахановскую работу старшина кочегаров Михаил Афанасьевич Прахов был занесен на доску почета тралового флота. Но как ни было уплотнено наше .рабочее время, мы не забывали и об учебе. В свободные от вахты часы я провел с машинистами и кочегарами ряд занятий по повышению их технической квалифи кации. Команда ознакомилась с правилами рациональной эксплоа- тации судовых механизмов, получила детальное представление о главной машине. Много внимания мы уделили вопросу, особенно важному в военное время, — борьбе за живучесть корабля. В начале 1945 года, воспользовавшись непредвиденной стоянкой в порту, мы произвели планово-предупредительный ремонт судна. Работы выполнялись в основном силами команды и закончились вполне успешно. Этому немало способствовало то обстоятельство, что у нас еще с довоенных лет сохранился в запасе свой отличный инструмент. ТРУДНО В ПОРТУ — ЛЕГКО В МОРЕ Я уже далеко не молод. Без малого полвека я плаваю по север ным морям, 20 лет имею дело с механизмами рыболовных траулеров. З а эти годы у меня накопился кое-какой опыт, и мне хотелось бы вкратце поделиться им с новым пополнением машинных команд. 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz