На траулерах в Баренцовом море: 25 лет советского рыболовного тралового флота. Москва; Ленинград, 1946.

а на четвертые был найден мощный косяк, на котором вплоть до мая успешно промышлял весь траловый флот. Без особых приключений я продолжал совершать зимние рейсы на небольшом паровом траулеое «Зубатка». Правда, нередко прихо­ дилось выдерживать сильный шторм, но команду «Зубатки» это не смущало. Понятно, что еще меньше стал я считаться с трудностями зимнего плавания после того, как был переведен на быстроходный дизельный траулер «Судак». Но недаром говорит пословица: «Век живи — век учись». Один из рейсов «Судака» до сих пор живо со­ хранился в моей памяти. О нем стоит рассказать. В ЛЕДЯНОМ ПАНЦЫРЕ Было это в январе 1932 года. Работал мой траулер далеко о г берега, на Гусиной банке. Рыба ловилась хорошо, но морякам, дежу­ рившим на палубе, приходилось несладко: мороз обжигал лицо и руки, стеснял дыхание. От воды поднималась дымка, застилавшая гори­ зонт. Потом подул ветер, разметал туман и поднял волну. Но мы не прекращали лова. К тому времени у нас уже выработались навыки промысла в зимних условиях, и такая «мелочь», как свежий ветер, никого не смущала. Вскоре разорвался трал, а чинить трал на морозе не так-то просто. Не успели его вынуть из воды, как он замерз и стал словно каменный. Попробуй приступиться к нему — все пальцы обломаешь. И вот для таких случаев у нас была всегда наготове горячая вода, а для предохранения рук от холода мы изготовили по собственному рецепту из тавота и животного сала специальную мазь. Жиром сма­ зывали и иглу с пряденом, чтобы она легко проходила в ячею. Бла­ годаря такой предусмотрительности мы скоро ликвидировали повре­ ждение и продолжали ловить рыбу, подымая трал за тралом. А ветер между тем крепчал. Волны становились все больше и с остервенением били в корпус нашего судна. Эти удары отдавались во всех помещениях. Металлическая обшивка корпуса зловеще гуде­ ла. Шторм достиг 10— 11 баллов. Подняв трал на борт, мы легли в дрейф. Ветер свистел в вантах, передвигаться на палубе стало трудно. «Только бы не обмерзнуть», — подумал я. Но пока темпера­ тура не опускалась ниже минус 6°, этого можно было не опасаться. И з практики известно, что обледенение судна начинается только на этой грани, причем команда легко справляется с его ликвидацией. И лишь в том случае, когда мороз перешагнет за 10°, положение становится более серьезным. А холод между тем усиливался, и скоро я заметил, что вода, за ­ хлестывавшая палубу, вытекает через шпигаты не вся — часть ее остается в виде тонкого ледяного панцыря. Следующий вал наращи­ вает этот панцырь и т. д. Я взглянул на термометр — он показывал минус 16°. Тогда я скомандовал: -—- Аврал! По железным трапам застучали ноги бегущих моряков, захлопали двери кают и кубриков. Вооружившись пешнями, ломиками, лопата­ 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz