Суслов, В. В. Путевые заметки о Севере России и Норвегии / акад. архитектуры В. В. Суслова. – Санкт-Петербург : Типография А. Ф. Маркса, 1888. – 75 с., 14 л. ил. : ил.

на торговыхъ судахъ въ Норвегію. «Женки» же, иногда на нѣ- сколько дней отправляются въ страду (покосы), такъ что въ деревняхъ остаются только женки-гребцы, старый и малый людъ. Въ отношеніи построекъ можно сказать, что во всѣхъ селе- ніяхъ и въ особенности посадахъ поморья, среди небогатыхъ избъ, гдѣ находится не только жилье, но и все хозяйство, часто замѣчаются болыпіе деревянные двухъ-этажные дома, обшитые тесомъ и украшенные филенчатыми наличниками. Эти сравни­ тельно богатые дома принадлежать судовщикамъ и хозяевамъ рыбныхъ промысловъ, о которыхъ было упомянуто при описаніи Норвегіи и Мурманскаго берега. Достигнувъ посада Сумы, я обратилъ здѣсь особое вниманіе на остатки древняго, деревяннаго острога, когда-то подвѣдом- ственнаго Соловецкому монастырю. Одна изъ башенъ острога, нынѣ представляющая собою колокольню, состоитъ изъ громад- наго восьмиугольнаго сруба, въ два яруса, увѣнчивающагося вы- сокимъ шатровымъ покрытіемъ. Въ башнѣ сдѣланы широкія во­ рота и маленькая часовня (какъ это и бывало при старинныхъ острогахъ). Съ наружной стороны башни замѣтны слѣды прика­ савшейся къ ней когда-то высокой стѣны въдва сруба, поверхъ которой видимо шла крытая галлерея къ другимъ башнямъ, нынѣ не сохранившимся (между прочимъ отъ одной изъ нихъ уцѣлѣло четырехугольное основаніе). Изъ двухъ церквей посада заслужи­ ваете вниманія только маленькая каменная церковка, построенная въ 1693 г.; другая же, деревянная, хотя также древняя (1625 г.), но въ настоящее время по фасаду совершенно передѣлана. Между частными постройками зажиточныхъ селянъ посада, довольно оригинально рисуются запасные магазины промышлен- никовъ. На подобный зданія уже было указано при описаніи норвежскихъ городовъ, относительно же поморскихъ магазиновъ можно сказать, что они по сравненію нѣсколько меньше размѣ- ромъ и не кажутся такими скучными, какъ въ Норвегіи. Отливы и приливы, совершающіеся два раза въ сутки, «двѣ воды», начинали ужасно затруднять путешествіе, такъ какъ каждый переѣздъ отъ одной станціи до другой, назначаемый въ продолженіе «одной воды», часто, вслѣдствіе тумановъ и встрѣч- ныхъ вѣтровъ, затягивался до «другой воды». Въ виду сохраненія времени при такихъ поѣздкахъ, зачастую приходилось отправ­ ляться въ путь на ночь и спать въ самомъ карбасѣ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz