Суслов, В. В. Путевые заметки о Севере России и Норвегии / акад. архитектуры В. В. Суслова. – Санкт-Петербург : Типография А. Ф. Маркса, 1888. – 75 с., 14 л. ил. : ил.
на торговыхъ судахъ въ Норвегію. «Женки» же, иногда на нѣ- сколько дней отправляются въ страду (покосы), такъ что въ деревняхъ остаются только женки-гребцы, старый и малый людъ. Въ отношеніи построекъ можно сказать, что во всѣхъ селе- ніяхъ и въ особенности посадахъ поморья, среди небогатыхъ избъ, гдѣ находится не только жилье, но и все хозяйство, часто замѣчаются болыпіе деревянные двухъ-этажные дома, обшитые тесомъ и украшенные филенчатыми наличниками. Эти сравни тельно богатые дома принадлежать судовщикамъ и хозяевамъ рыбныхъ промысловъ, о которыхъ было упомянуто при описаніи Норвегіи и Мурманскаго берега. Достигнувъ посада Сумы, я обратилъ здѣсь особое вниманіе на остатки древняго, деревяннаго острога, когда-то подвѣдом- ственнаго Соловецкому монастырю. Одна изъ башенъ острога, нынѣ представляющая собою колокольню, состоитъ изъ громад- наго восьмиугольнаго сруба, въ два яруса, увѣнчивающагося вы- сокимъ шатровымъ покрытіемъ. Въ башнѣ сдѣланы широкія во рота и маленькая часовня (какъ это и бывало при старинныхъ острогахъ). Съ наружной стороны башни замѣтны слѣды прика савшейся къ ней когда-то высокой стѣны въдва сруба, поверхъ которой видимо шла крытая галлерея къ другимъ башнямъ, нынѣ не сохранившимся (между прочимъ отъ одной изъ нихъ уцѣлѣло четырехугольное основаніе). Изъ двухъ церквей посада заслужи ваете вниманія только маленькая каменная церковка, построенная въ 1693 г.; другая же, деревянная, хотя также древняя (1625 г.), но въ настоящее время по фасаду совершенно передѣлана. Между частными постройками зажиточныхъ селянъ посада, довольно оригинально рисуются запасные магазины промышлен- никовъ. На подобный зданія уже было указано при описаніи норвежскихъ городовъ, относительно же поморскихъ магазиновъ можно сказать, что они по сравненію нѣсколько меньше размѣ- ромъ и не кажутся такими скучными, какъ въ Норвегіи. Отливы и приливы, совершающіеся два раза въ сутки, «двѣ воды», начинали ужасно затруднять путешествіе, такъ какъ каждый переѣздъ отъ одной станціи до другой, назначаемый въ продолженіе «одной воды», часто, вслѣдствіе тумановъ и встрѣч- ныхъ вѣтровъ, затягивался до «другой воды». Въ виду сохраненія времени при такихъ поѣздкахъ, зачастую приходилось отправ ляться въ путь на ночь и спать въ самомъ карбасѣ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz