Суслов, В. В. Путевые заметки о Севере России и Норвегии / акад. архитектуры В. В. Суслова. – Санкт-Петербург : Типография А. Ф. Маркса, 1888. – 75 с., 14 л. ил. : ил.

—¥. 16 *— затѣмъ возвышаются самыя строенія, имѣющія почти всегда два этажа. Первый этажъ занять кладовыми и помѣщеніями для мел- каго скота, второй служить собственно жилымъ помѣщеніемъ; въ него ведетъ открытая лѣстница, занимающая всю ширину троттуара. На средней площадкѣ этихъ лѣстницъ, имѣющей видъ балкона, горожане, обыкновенно послѣ дневныхъ рабогь, бесѣ- дуютъ между собою о личныхъ и общественныхъ дѣлахъ. Почти всѣ дома обшиты тесомъ въ горизонтальномъ или въ вертикальномъ направленіи. Строятся они или изъ бревенъ (гори­ зонтально) или представляютъ собою брусковый скелетъ, забран­ ный пластинами (полубревнами) въ вертйкальномъ направленіи, причемъ углы связываются желѣзными скобами. Лѣсъ для всѣхъ плотничьихъ работа идетъ преимущественно изъ Россіи. Въ Гамерфестѣ мнѣ пришлось познакомиться съ однимъ изъ богатыхъ русскихъ промышленниковъ, который весьма любезно показалъ мнѣ свое судно, разсказалъ о разныхъ случаяхъ кру- шенія судовъ (аваріяхъ) во время плаванія и познакомилъ съ главными чертами торговыхъ сношеній русскихъ съ норвежцами. Изъ его разсказовъ видно, что торговля поморовъ рѣдко рас­ пространяется дальше Гамерфеста (иногда только въ Тромсо и ближайшія бухты). Послѣдній такимъ образомъ служить центромъ главной торговли. Здѣсь находится консульство, совершаются торговый сдѣлки, нотаріальные акты и т. п. Русскіе обыкновенно везуть въ Норвегію муку, крупу, лѣсъ и бересту, а отсюда заби- раютъ главнымъ образомъ рыбу, бакалейные и галантерейные товары. Торговля съ давнихъ поръ и понынѣ ведется мѣновая. Курса для нихъ не существуетъ, а потому, дѣлая труду и то­ вару одинаковую разцѣнку, поморы только въ силу этихъ усло- вій и находятъ выгоднымъ вести свои торговыя дѣла съ Нор- вегіей. Условившись въ размѣнѣ товаровъ, поморы нагружаюгь свои суда преимущественно трескою и тутъ же солятъ ее. Затѣмъ подъискавъ другіе товары, они съ полнымъ судномъ отправ­ ляются въ свои далекіе края. Судохозяева при этомъ на столько свѣдущій народъ, что сами и управляютъ судами. Послѣднія строятся на Поморьѣ преимущественно въ посадѣ Сума и въ г. Кеми самими предпринимателями торговли. Промышленники еще зимой нанимають рабочихъ, въ два или три мѣсяца соору- жаютъ судно и съ весеннимъ разливомъ уже поднимаютъ его вполнѣ готовымъ. Суда эти, смотря по состоятельности вла-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz