Суслов, В. В. Путевые заметки о Севере России и Норвегии / акад. архитектуры В. В. Суслова. – Санкт-Петербург : Типография А. Ф. Маркса, 1888. – 75 с., 14 л. ил. : ил.
лись своею практичностью отъ ісомнатныхъ стульевъ, которые дѣлались значительно легче и богаче. Къ снинкѣ стула прислоненъ военный топоръ (стридсикса), деревянная ручка котораго украшена прямыми полосками съ зиг загами и неглубокими ямками. Самый топоръ — желѣзный и покрыть множествомъ ямокъ въ .видѣ каемочекъ. На спинку полукреола положена скалка (кавельтрэдъ). На рисункѣ видна только ручка ея въ видѣ коня. Наружное »укра- шеніе скалки состоитъ изъ ряда круговъ съ различными въ нихъ орнаментами. Необыкновенное богатство подобнаго рода орнамен тики выразилось въ прялісахъ. Къ спинкѣ полукресла присло нена линейка для измѣренія предметовъ (алнъ), нынѣ вышедшая изъ употребленія; она равна 133/8 вер. и раздѣляется на четыре части (кварты). Каждая изъ этихъ частей раздѣляется еще на б-ть (туммъ) частей. Съ правой стороны, внизу полукресла видна ручка и часть деревяннаго ковша (скупа). Ограничившись пока указаніемъ нѣкоторыхъ древнихъ быто- выхъ вещей шведовъ и иорвежцевъ, мы тѣмъ не менѣе не могли не подмѣтить, что во всѣхъ подобныхъ предметахъ видна прак тичность ихъ устройства и необыкновенная любовь народа къ украшенію ихъ орнаментикою. Тоже самое замѣтно и въ древне- русскихъ деревянныхъ домашнихъ вещахъ. Если мы будемъ сравнивать прялки, скалки, ящики и т. п. предметы, встрѣчающіеся на нашемъ Сѣверѣ, съ таковыми же предметами въ Стокгольмскомъ сѣвериомъ музеѣ, то въ общихъ формахъ и въ орнаментистикѣ почти не увидимъ разницы. Между тѣмъ, просматривая древніе памятники церковной архитектуры той и другой страны, мы едва-ли увидимъ и малѣйшее сходство. Въ орнаментистикѣ церковной и гражданской архитектуры Шве- ціи и Норвегіи ясно выражаются два направленія: одно въ томъ родѣ, какъ мы видѣли на ісрышкѣ круглой коробки и на сун- дучкѣ, а другое-^-извѣстное иамъ по исторіи искусствъ «Сканди навское», состоящее изъ густыхъ сплетеній растительнаго харак тера, въ который вплетены различныя фантастическія животныя. Принимая же во вниманіе, что въ искусствѣ нашего Сѣвера такого различія незамѣтно, а во всякомъ предмегі; сказывается общее народное искусство, я думаю можно допустить слѣдующіе выводы: Церковная архитектура Швеціи и Норвегіи съ приня- тіемъ христіанства была заимствована съ Запада; орнаментика же,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz