Суслов, В. В. Путевые заметки о Севере России и Норвегии / акад. архитектуры В. В. Суслова. – Санкт-Петербург : Типография А. Ф. Маркса, 1888. – 75 с., 14 л. ил. : ил.

лись своею практичностью отъ ісомнатныхъ стульевъ, которые дѣлались значительно легче и богаче. Къ снинкѣ стула прислоненъ военный топоръ (стридсикса), деревянная ручка котораго украшена прямыми полосками съ зиг­ загами и неглубокими ямками. Самый топоръ — желѣзный и покрыть множествомъ ямокъ въ .видѣ каемочекъ. На спинку полукреола положена скалка (кавельтрэдъ). На рисункѣ видна только ручка ея въ видѣ коня. Наружное »укра- шеніе скалки состоитъ изъ ряда круговъ съ различными въ нихъ орнаментами. Необыкновенное богатство подобнаго рода орнамен­ тики выразилось въ прялісахъ. Къ спинкѣ полукресла присло­ нена линейка для измѣренія предметовъ (алнъ), нынѣ вышедшая изъ употребленія; она равна 133/8 вер. и раздѣляется на четыре части (кварты). Каждая изъ этихъ частей раздѣляется еще на б-ть (туммъ) частей. Съ правой стороны, внизу полукресла видна ручка и часть деревяннаго ковша (скупа). Ограничившись пока указаніемъ нѣкоторыхъ древнихъ быто- выхъ вещей шведовъ и иорвежцевъ, мы тѣмъ не менѣе не могли не подмѣтить, что во всѣхъ подобныхъ предметахъ видна прак­ тичность ихъ устройства и необыкновенная любовь народа къ украшенію ихъ орнаментикою. Тоже самое замѣтно и въ древне- русскихъ деревянныхъ домашнихъ вещахъ. Если мы будемъ сравнивать прялки, скалки, ящики и т. п. предметы, встрѣчающіеся на нашемъ Сѣверѣ, съ таковыми же предметами въ Стокгольмскомъ сѣвериомъ музеѣ, то въ общихъ формахъ и въ орнаментистикѣ почти не увидимъ разницы. Между тѣмъ, просматривая древніе памятники церковной архитектуры той и другой страны, мы едва-ли увидимъ и малѣйшее сходство. Въ орнаментистикѣ церковной и гражданской архитектуры Шве- ціи и Норвегіи ясно выражаются два направленія: одно въ томъ родѣ, какъ мы видѣли на ісрышкѣ круглой коробки и на сун- дучкѣ, а другое-^-извѣстное иамъ по исторіи искусствъ «Сканди­ навское», состоящее изъ густыхъ сплетеній растительнаго харак­ тера, въ который вплетены различныя фантастическія животныя. Принимая же во вниманіе, что въ искусствѣ нашего Сѣвера такого различія незамѣтно, а во всякомъ предмегі; сказывается общее народное искусство, я думаю можно допустить слѣдующіе выводы: Церковная архитектура Швеціи и Норвегіи съ приня- тіемъ христіанства была заимствована съ Запада; орнаментика же,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz