Суслов, В. В. Путевые заметки о Севере России и Норвегии / акад. архитектуры В. В. Суслова. – Санкт-Петербург : Типография А. Ф. Маркса, 1888. – 75 с., 14 л. ил. : ил.

Не вдаваясь въ детальный разборъ этого крайне интереснаго матеріала, укажу только на нѣкоторые предметы. На рисункѣ 1-мъ представлена группа елѣдующихъ вещей: внизу фасадный бочокъ деревянного. сундучка (чиста). Сундучки эти большею частью не глубокіе, съ овальною или наклонною крышкою. Всѣ иаружныя стороны такихъ суидучков'ь убраны богатою- рѣзьбою и въ общежитіи иногда клались въ изголовье. Исключительный мотивъ орнамёнтаціи ихъ (а также прялокъ и скалокъ) составляютъ круги заполненные всевозможными комби- націями геометрическихъ фигуръ. На узісихъ мѣстахъ эти круги дѣлались одинъ за другимъ съ поясками и полукругами между ними, а въ квадратныхъ — круги разбивались по діагоналіімъ. На сундучкѣ разоматриваемаго рисунка поставленъ деревянный иодсвѣчникъ (лыостаке); оиъ употреблялся въ домашнемъ быту. Горизонтальная часть его, на которой прикрѣплены двѣ фор­ мочки для свѣчей, можетъ по мѣрѣ надобности повертываться и подниматься. Профиля и манера обработки подсвѣчника очень сходны съ характеромъ древне-русскихъ гіодѣлоісъ. Что касается формы пьедестала съ плоскими профилями, то она цѣлйкомъ встрѣчается въ нашихъ церісовныхъ деревянныхъ и иногда въ желѣзныхъ подсвѣчникахъ. Рядомъ съ «лыостаке» поставлена деревянная пивная кружка (крюсъ).. Крышка ея имѣетъ раз­ двоенный язычекъ, въ который входитъ верхняя часть ручки, закрѣплеиная деревяинымъ штифтикомъ. Когда бёрутъ кружку, то болыпимъ пальцемъ надавливаючъ язычекъ и крышечка подни­ мается. Такое устройство кружекъ практиковалось и у насъ. Мотивъ главнаго наружнаго орнамента рѣдко попадается въ подобныхъ вещахъ и не принадлежитъ къ мѣстному народному искусству, а иесомнѣнно откуда-нибудь заимствованъ *). Орна­ мента въ пояскѣ кружки по расположенно и характеру листовъ сирійско-византійскаго пошиба, а украшеніе крышечки въ видѣ полурогообразныхъ граней во миожествѣ всгрѣчается на нашихъ древнихъ кадилахъ. Позади подсвѣчпика и кружки видна спинка деревяннаго кресла (лэннстулъ), на сидѣньи котораго собственно и поставлены описанные предметы. Спинка, кресла укрѣплеиа между круглыми столбиками и поддерживается еще (въ видѣ *) Такой характеръ орнаментики встрѣчается въ шідіііскомъ искусств-!.; родственность его замѣтна и въ нашей деревянной рѣзьбѣ XVI столѣтія.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz