Суслов, В. В. Путевые заметки о Севере России и Норвегии / акад. архитектуры В. В. Суслова. – Санкт-Петербург : Типография А. Ф. Маркса, 1888. – 75 с., 14 л. ил. : ил.
Не вдаваясь въ детальный разборъ этого крайне интереснаго матеріала, укажу только на нѣкоторые предметы. На рисункѣ 1-мъ представлена группа елѣдующихъ вещей: внизу фасадный бочокъ деревянного. сундучка (чиста). Сундучки эти большею частью не глубокіе, съ овальною или наклонною крышкою. Всѣ иаружныя стороны такихъ суидучков'ь убраны богатою- рѣзьбою и въ общежитіи иногда клались въ изголовье. Исключительный мотивъ орнамёнтаціи ихъ (а также прялокъ и скалокъ) составляютъ круги заполненные всевозможными комби- націями геометрическихъ фигуръ. На узісихъ мѣстахъ эти круги дѣлались одинъ за другимъ съ поясками и полукругами между ними, а въ квадратныхъ — круги разбивались по діагоналіімъ. На сундучкѣ разоматриваемаго рисунка поставленъ деревянный иодсвѣчникъ (лыостаке); оиъ употреблялся въ домашнемъ быту. Горизонтальная часть его, на которой прикрѣплены двѣ фор мочки для свѣчей, можетъ по мѣрѣ надобности повертываться и подниматься. Профиля и манера обработки подсвѣчника очень сходны съ характеромъ древне-русскихъ гіодѣлоісъ. Что касается формы пьедестала съ плоскими профилями, то она цѣлйкомъ встрѣчается въ нашихъ церісовныхъ деревянныхъ и иногда въ желѣзныхъ подсвѣчникахъ. Рядомъ съ «лыостаке» поставлена деревянная пивная кружка (крюсъ).. Крышка ея имѣетъ раз двоенный язычекъ, въ который входитъ верхняя часть ручки, закрѣплеиная деревяинымъ штифтикомъ. Когда бёрутъ кружку, то болыпимъ пальцемъ надавливаючъ язычекъ и крышечка подни мается. Такое устройство кружекъ практиковалось и у насъ. Мотивъ главнаго наружнаго орнамента рѣдко попадается въ подобныхъ вещахъ и не принадлежитъ къ мѣстному народному искусству, а иесомнѣнно откуда-нибудь заимствованъ *). Орна мента въ пояскѣ кружки по расположенно и характеру листовъ сирійско-византійскаго пошиба, а украшеніе крышечки въ видѣ полурогообразныхъ граней во миожествѣ всгрѣчается на нашихъ древнихъ кадилахъ. Позади подсвѣчпика и кружки видна спинка деревяннаго кресла (лэннстулъ), на сидѣньи котораго собственно и поставлены описанные предметы. Спинка, кресла укрѣплеиа между круглыми столбиками и поддерживается еще (въ видѣ *) Такой характеръ орнаментики встрѣчается въ шідіііскомъ искусств-!.; родственность его замѣтна и въ нашей деревянной рѣзьбѣ XVI столѣтія.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz