Суслов, В. В. Путевые заметки о Севере России и Норвегии / акад. архитектуры В. В. Суслова. – Санкт-Петербург : Типография А. Ф. Маркса, 1888. – 75 с., 14 л. ил. : ил.

ціго и Норвогію, дабы ознакомиться съ древнимъ искусствомъ сосѣдней страны и получить ясное представленіе, по скольку оно имѣло отношеніе къ нашему сѣверному искусству. Съ этою цѣлыо я отправился прямо въ г. Стокгольмъ. ІІослѣдній чрезвычайно живописно разбросанъ на трехъ островахъ глубокаго фіорда (залива). Группы зданій то одѣ- ваготъ высокія скалы, освѣщенныя яркими тонами, то прячутся у подошвы горъ и какъ бы стушевываются въ таинственном!» полусвѣтѣ, то. наконецъ уходятъ въ даль и пропадаютъ въ легкой чудной синевк, вдздуха. Ііухта- ѣся одѣта гранитомъ и окрашена великолѣпными общественными и частными *зДаніями, надъ которыми ніироко царитъ громадный королевскій дворецъ. Подножіе горы, на кото­ рой онъ такъ величественно поднялся надъ всѣмъ городомъ, омывается тихими озерами Меларомъ и Соленымъ. Городъ дѣ- лится на три части: 1) Стаденъ—древняя часть города, населен­ ная преимущественно торговымъ людомъ. 2) Зедермаль— южное предмѣстье, представляющее собою высокія скалистыя горы до двухсотъ футовъ высоты. На нихъ красиво рисуются разныя зданія и для удобства сообщенія этой части города съ осталь­ ными высятся огромныя подъемныя машины. 3) Норрмальмъ — застроена прекрасными домами и служитъ мѣстоМъ пребыванія аристократіи. Я бѣгло осмотрѣлъ городъ съ его достопримѣчателыюстями и съ особеннымъ вниманіемъ остановился на этнографическомъ сѣверномъ музеѣ (Nordisca-Museet). Благодаря директору этого музея, доктору филологическихъ наукъ г-ну Гацеліусу, я полу- чилъ разрѣшеніе сдѣлать нѣкоторыя замѣтки и снять фотографіи съ весьма любопытныхъ старинныхъ бытовыхъ вещей шведовъ и*норвежцевъ. Эти вещи, какъ-то: прялки, ящики, кружки и т. п., въ высшей степени интересны не только по своимъ сложнымъ и весьма художественнымъ украигеніямъ, но и потому, что бнѣ (рѣзьба по дереву) имѣютъ поразительное сходство съ подоб­ ными же вещами на нашемъ поморьѣ. Тѣ и другія имѣютъ почти одинаковыя формы и основныя линіи орнаментовъ, состоящихъ почти исключительно изъ геометричесісихъ фигуръ, комбинирую­ щихся въ различныя розетки, пояски, рамки и т. п. Всѣ эти вещи были собраны самимъ директоромъ музея и составляютъ достояніе ученаго общества лишь съ недавняго времени.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz