Суслов, В. В. Путевые заметки о Севере России и Норвегии / акад. архитектуры В. В. Суслова. – Санкт-Петербург : Типография А. Ф. Маркса, 1888. – 75 с., 14 л. ил. : ил.

—g 67 § - скихъ построекъ быстро стали измѣняться не только въ цент- рахъ государственной жизни, но и въ самомъ народѣ. На даль- немъ Юѣвбрѣ, куда еще не могло скоро проникнуть вліяніе Запада, наше мастерство продолжало свое дѣло до половины XV*III ст. ’ (>ь:этого же времени настаетъ полный разладъ. Свое искусство йачинаютъ пополнять пришлыми формами (разумѣется непонятными народу), совершенно бросаютъ народныя традиціи и переходятъ къ самому варварскому искаженно западныхъ формъ. И теперь трудно представить себѣ до какого безвкусія дожилъ нашъ на- родъ. Вездѣ гдѣ только является какая либо возможность сдѣ- лать обновленіе древней церкви, или создать новую, лежитъ пе­ чать жалкаго подражанія современности. Большинство видѣнныхъ мною древнихъ деревянныхь церквей, — переправлены въ такой степени, что затеряны не только детали ихъ, но искажены и самыя формы. Грустно подумать, что за какое нибудь столѣтіе, народъ 'окончательно убилъ въ себѣ всѣ вѣковыя традиціи искус­ ства и даже не видитъ достоинствъ своего прошлаго. Прекрас- ныя рѣзныя домашнія подѣлки, церковныя вещи, чеканная утварь и др. предметы, въ которыхъ ютилась наша духовная жизнь, грудами валяются подъ церквами и въ кладовыхъ, между тѣмъ многія изъ этихъ вещей даже въ настоящее время могли бы сдѣлать честь любой столичной мастерской *). И только теперь мало-по-малу наши памятники забытаго роднаго искусства съ каждымъ днемъ становятся болѣе понятными и близкими рус­ скому сердцу. Къ сожалѣнію, однако, не только въ простомъ народѣ, но и среди образованная люда, многіе еще какъ-то боятся признать за русскимъ искусствомъ его достоинства и законный права на болѣе цвѣтущую будущность, между тѣмъ оно вышло изъ нашей жизни и конечно должно свѣтиться истиннымъ національнымъ духомъ и въ будущемъ. Изученіе сохранившихся памятниковъ *) ІІо рѣзиому производству достаточно указать, нанримѣръ, на царскія двери въ сельской церкви Іоаниа Предтечи, на рѣкѣ Ишнѣ, Ярославской губерніи, на царское и натріаршее мѣста въ церкви Николы Мокраго, въ гор. Ярославлѣ, на царскія двери въ церкви Спаса Нерѣдицы, въ Новгород*, и нЛ друг. Что это производство не было цен­ трализовано въ 1'оссіи, а велось самимъ народомъ, видно изъ того, что массы царскихъ дверей, складней" и друг, предметовъ, замечательно тонкой работы, разбросаны даже по самымъ бѣднымъ сельскнмъ церквамъ всей средней и сѣверной Россіи. Эта любовь къ искусству замѣтна и въ домашней жизни русскаго народа, нанр. іп. рѣзьбѣ прялокъ. яіцичковъ, божницъ и т. I.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz