Суслов, В. В. Путевые заметки о Севере России и Норвегии / акад. архитектуры В. В. Суслова. – Санкт-Петербург : Типография А. Ф. Маркса, 1888. – 75 с., 14 л. ил. : ил.
—$і (>6 * — двухъ-скатными крышечками (рис. XI 11-й). При входѣ въ ограду, уцѣлѣли въ нѣкоторыхъ мѣстахъ святыя ворота съ иавѣсомъ и галлерейкого; послѣдияя предназначалась въ день св. Георгія (23-го апр.) для молебствія и окропленія св. водою скота, при- водимаго крестьянами передъ выгономъ его въ поля. Ограничившись поверхиостнымъ разборомъ древнихъ церквей сѣверной Россіи, и оглянувшись на всю исторію искусства въ Русской землѣ за христіанскій періодъ, дѣлается очевидны.мъ , что искусство нашего Сѣвернаго края возростало среди чисто-русской народной жизни. Оно зародилось еще съ первыми зачатками хри- стіанской общинной жизни, и что ни дѣлалось въ Суздальскомъ п ..//// краѣ, куда шли мастера «отъ ///[/ L всѣхъ земель»; оно продол- 'ѵ ѵ_гг.. ' жал0 СВ0І0 жизнь на Сѣверѣ, такъ сказать физіологиче- скимъ путемъ. Тихою, но твердою постуныо оно про никало въ глубь Сѣвера и тамъ собственными силами развивалось почти до поло вины прошлаго столѣтія. ■■sr— Весьма понятно, что «наносное» искусство въ этихъ краяхъ (даже ви- зантійскія формы) не мо гло примѣняться въ на- родѣ, оно не подходило къ его собственной жизни и подъ тяжестью естественныхъ требо- ваній и развитія національнаго творчества должно было отойти отъ деревянныхъ сооруженій. Конечно, все, что только появлялось въ деревянной архитектурѣ, долго не вступало въ борьбу с.ъ обыч ными (до ХѴ‘1 в.) у насъ формами византійскаго зодчества; но какъ только народное искусство назрѣло, то первый-же починъ примѣненія деревянныхъ формъ, въ каменной архитектурѣ, далъ рѣшительный ударь всему прошлому искусству, и мы видимъ, что съ XVI в. каменная архитектура значительно изменилась и ставь самостоятельною величественно поднялась въ эпоху Алексѣя Михайловича. Съ прошлаго лее столѣтія, когда русская жизнь очутилась въ тискахъ Запада, то и обычныя формы рус-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz