Сидоров, М. К. Север России / М. Сидорова. – Санкт-Петербург : в типографии Почтового Департамента, 1870. – [2], XXIV, 557 с.

са нашелъ весьма хорошаго качества и необходимыми Ерои- штадскому порту для производящихся работъ но приведепію въ исправность темберовкою нашихъ деревянныхъ судовъ » Лиственница главнѣйше употребляется для постройки и тем- беровки суцовъ, для подводныхъ построекъ (потому что она не гніетъ), для палубныхъ досокъ и шпалъ (для подкладокъ) подъ рельсы. Англія первая употребила Печорскій лѣсъ при постройкѣ въ 1862 г. въ Вульвичѣ броиепоспаго корабля Ка- ледонгя. Шотландія первая обратила впимапіе на лиственнич­ ные шпалы, которые, не смотря на неплотность тамошпей лиственницы, не гніютъ, уже девятый годъ находясь нодъ рельсами — между городами Эдинбургомъ, Дунди, Пертомъ и Инвернесомъ. И по западному берегу Англіи между Карлейль, Вайтхевенъ и другими городами введены уже лиственничные шпалы. Сосновые-же большею частію черезъ четыре года пор­ тятся и требуютъ перемѣны. По мнѣнію нашихъ техниковъ, Печорская лиственница можетъ замѣпить въ нѣкоторнхъ слу- чаяхъ дорогой американскій тикъ, въ которомъ заводятся чер­ ви и который, окисляясь отъ желѣзныхъ болтовъ, произво­ дить ослабленіе въ крѣпленіи; между тѣмъ какъ Печорская лиственница ничему этому не подвергается, содержа въ се- бѣ большой процентъ смолистыхъ веществъ. Инспекторъ ко- рабельныхъ лѣсовъ въ Кронштадтѣ, генералъ И. А. Амосовъ, объясняя своему начальству о лиственницѣ, дубѣ и тикѣ, до- казалъ ему превосходство русской листвепиицы передъ ино­ странными деревьями, покупаемыми дорогою цѣпою. Въ газе- тѣ «Содѣйствіе русской торговлѣ и промышленности, 1868 года JV; 4» папечатанъ слѣдующій его отзывъ: «военные ко­ рабли, Фрегаты и прочія суда, какъ парусныя, такъ и вин- товыя, строились въ Архангельскомъ портѣ исключительно изъ лиственницы, кромѣ небольшой части дуба, который упо­ треблялся на главпые члены и въ погибистыхъ мѣстахъ, гдѣ лиственница, по прямизнѣ своей, не могла быть употребле­ на. Построенные въ Архангельскѣ изъ лиственницы корабли и Фрегаты служили до первой темберовки отъ 13 до 33 лѣтъ. — 520 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz