Сидоров, М. К. Север России / М. Сидорова. – Санкт-Петербург : в типографии Почтового Департамента, 1870. – [2], XXIV, 557 с.

бинскаго, и гдѣ рабочія руки дешевле Вятскихъ и откуда нривозъ до Онеги, Кеми, или Колы еще дешевле Вятскаго. Есть губерніи, - изъ которыхъ всѣ сѣверные города Имнеріи могутъ быть завалены хлѣбомъ не дороже 60 коп. за пудъ, а можетъ ли доставлять по такой цѣнѣ Вятская губернія? Напротивъ, изъ свѣдѣній, собранныхъ и помѣщенныхъ въ от- четѣ коммиссіи, видно, что Вятская губернія въ состояніи снабжать сѣверъ хлѣбомъ по средней цѣнѣ только по 80 к. за пудъ. Для доставки хлѣба на сѣверъ изъ тѣхъ губерній нужно будетъ проложить незначительную конно-желѣзную до­ рогу. Для устройства ея нужно будетъ не 1 3 ,0 0 0 ,0 0 0 рублей и не ежегодная въ течепіп 20-ти лѣтъ гарантія въ 6 50 ,000 рублей, а только единовременная затрата отъ одного до двухъ милліоновъ руб. сер. безъ всякихъ гарантій. Если по Вятско- Двинскому пути доставлено будетъ, напрнмѣръ, въ сѣверный край 2 ,5 0 0 ,0 0 0 пудовъ по 80 коп. на 2 ,0 0 0 ,0 0 0 руб. сер., то есть губерніи, которыя ноставятъ тоже количество за 1 ,5 0 0 ,0 0 0 руб. сер.; тогда уже возвратится большая часть затраты и доставятся заітятія русскому торговому классу и русскому торговому Флоту. И такъ, по нашему мнѣнію, Вятско-Двинская дорога не припесетъ населенно сѣвера той пользы, которая соотвѣтство- вала бы употребленному капиталу, если принять въ сообра- женіе положеніе того края. Но, сообщая свои замѣчанія, мы отнюдь не хотимъ сказать, что дорога не доставить выгодъ нашему отечеству, если не теперь, то въ будущемъ, когда разовьются на сѣверѣ русскіе морскіе промыслы въ громад- ныхъ размѣрахъ и устроится русскіи торговый ф л о т ъ . — 15 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz