Сидоров, М. К. Север России / М. Сидорова. – Санкт-Петербург : в типографии Почтового Департамента, 1870. – [2], XXIV, 557 с.

ми товаровъ въ Печорскій портъ будетъ также въ два раза дешевле, чѣмъ изъ Перми въ С.-Петербурга. По желѣзнымъ дорогамъ доставка товаровъ также будетъ втрое дороже. Сами строители Сибирской желѣзной дороги въ Голосѣ 1869 года № 18, сравнивая водяной путь съ желѣзнымъ, объяснили слѣдующее: «Желѣзная дорога па зимнюю доставку не долж­ н а разсчитывать; потому что главный массы грузовъ вовсе «пе требуютъ быстрой перевозки, а такіе, какъ папримѣръ «сало, масло, въ продолженіи зимы, собираются и перетапли- «ваются, а сѣмя льняное просѣвается; слѣдовательпо бываютъ «готовы къ отправкѣ пе ранѣе, какъ къ веснѣ, т. е ., къ «открытію дешеваго и удобЛіго для нихъ пути. Болынія «рѣки суть настояшіе жпзненпые питательные пути, разви- «вающіе промышленность и торговлю страны и дающіе зпа- «ченіе тѣмъ мѣстамъ, чрезъ которыя онѣ протекаютъ.» За тѣмъ слѣдуетъ вопросъ о плаваніи изъ портовъ въ море, на- примѣръ, къ одному изъ главныхъ торговыхъ рынковъ Ан- гліи, къ порту Ныокастель, откуда можно имѣть обратный грузъ. По выходѣ изъ Печорскаго залива въ океанъ, не встрѣ- тится ни одной мели, пли банки, или подводныхъ камней. Океанъ—ншрокій, глубокій и безопасный, между тѣмъ какъ выходъ изъ Финскаго залива наполненъ банками и подводны­ ми камнями, да самый Финскій заливъ, нельзя сравнивать въ отношеніи къ безопасности съ океаномъ. Отъ Печорскаго за ­ лива къ Нордкапу и далѣе въ Ньюкастель никакой туманъ не можетъ служить препятствіемъ; напротивъ влаваніе въ туманѣ по Финскому заливу очень опасно. По выходѣ изъ Пе­ чорскаго залива противные вѣтры не могутъ служить останов­ кою къ плаванію; потому что если днемъ бываетъ вѣтеръ съ моря, то ночью онъ дуетъ съ земли. Напротивъ того въ Фин- скомъ заливѣ бываетъ совершенно иное отъ его положенія; такъ какъ Онъ находится между двумя материками. Случа­ лось, что вѣтры WSW и WWW не дозволяли выходить кораб- лямъ'йзъ С.-Петербурга или Кронштадта долгое время. Въ 1853 году готовые къ выходу изъ Кронштадта въ море корабли съ — 349 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz