Сидоров, М. К. Север России / М. Сидорова. – Санкт-Петербург : в типографии Почтового Департамента, 1870. – [2], XXIV, 557 с.

для перемѣщенія значительна™ количества произведеніи Си­ бири съ Обской системы водъ на рѣку Печору и оттуда оке- аномъ на заграничные рынки и въ слѣдъ за тѣмъ вызвать, какъ неизбѣжно необходимое и несомнѣнно полезное, нроло- женіе рельсоваго пути, какъ это будетъ доказано числовыми данными, которыя нельзя опровергнуть. Открытіе граФитныхъ залежей, въ 1859 году, въ Турухан­ скомъ округѣ Енисейской губерніи, при полномъ отсутствіи путей для вывоза его на заграничные рынки, и открытіе пор­ та на Печорѣ подали мнѣ поводъ искать возможности сооб- щенія Сибири съ Печорой и побудили меня изслѣдовать со всевозможною тщательпостію издавна извѣстные пути чрезъ Уралъ. Въ 1863 году я посылалъ экспедицію для изслѣ- дованія водянаго'путп чрезъ Уральскій хребетъ, проэктиро ваннаго граФомъ Румянцевымъ между рѣками Усою и Собью каналомъ и другаго Войкарскаго. Въ 1864 году, я лично нро- слѣдилъ путь съ р. Усы на р. Войкаръ. Въ 1865 году я посылалъ новую экспедицію обслѣдовать сухопутное сообще- ніе между водными системами pp. Оби и Печоры, начатое мной еще съ 1860 года— путь Березовскій. Изслѣдованіе это­ го пути привело къ убѣжденію въ возможности и цѣлесообраз- ности устройства по этой цѣстности сообщенія. Получивъ такое убѣжденіе, я обращался къ бывшему Архангельскому мѣгилъ: «что колопизація на Амурѣ стоила казнѣ до 50,000,000 руб. сер., а для устройства порта на Печорѣ и соединенін съ нею Оби- она до настоя- щаіо времени еще ничем пе пожертвовала, между тѣмь какъ ся открыъіемв дороги ск Оби на Печору можно достигнуть, ея коммерческомб отношент, ре­ зультатом, какиха мы до.по не дождемся па Амурѣ». Проложеніе Обско-Пѳчорскаго пути пмѣетъ иетолько мѣстный интересъ, т, е. оживленіе Печорскаго края, обезпеченіе существованія его населе- иія, возбужденіе къ разработкѣ естественныхъ богатствъ Западной Сиби рн, открытія нмъ сбыта и возстановленіе торговыхъ сношеній съ загра­ ничными рынками; но, въ гоже время, оно должно положить прочное ос- иованіе къ значительному увеличепію государственныхъ доходовъ, а по­ тому нѣтъ сомнѣнія, что нравительство не откажетъ ни въ содѣйствіи, ни въ необходимыхъ льготахъ для мѣстнаго населенія для окончательна- іо устройства означеннаго пути и для достиженія ожидаемыхъ отъ того послѣдствій.» — 344 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz