Сидоров, М. К. Север России / М. Сидорова. – Санкт-Петербург : в типографии Почтового Департамента, 1870. – [2], XXIV, 557 с.

Западпой п Восточной Сибири, прорѣзанная на нѣсколько тысячъ верстъ водною системою р. Оби съ ея не менѣе зна­ чительными притоками: Иртышемъ, Тоболомъ, Чулымомь и многими другими. Она течетъ въ Сѣверный океанъ почти па- ралельно съ р. Печорой и, отдѣляется отъ нея, по послѣд- нимъ моимъ изслѣдованіямъ, только 150 верстъ сухопутнаго пути. Устройство сообщенія на этомъ 150 верстномъ разсто- яніи на первое время, хотя бы даіже посредствомъ обыкно­ венной проѣздной дороги, могло бы доставить возможность оба сказанные путп рабочіе п слѵжащіе, для прпведенія этого предпрія- тія въ окончательную яспость п возможпаго исчпсленія всѣхъ по этимъ дородамъ работъ. Изъ означенныхъ двухъ путей Березовскій путь съ рѣки Сосвы, на которой находится городъ Березовъ, прямо на рѣку Печору пмѣетъ ыно- гія преимущества предъ Войкарскпмъ. Онъ, какъ паходящійся южвѣе Вой- карскаго почтч ва два градуса, можетъ пмѣть болѣе продолжитель­ ную навигацію; сухопутное же сообщеніе по этому пути представляетъ также болѣе удобствъ, потому что опо будетъ защищено отъ вѣтровъ и мятелей лѣсамп, изобилующими по всему протяженно этой дороги. Чѣмъ скорѣе будетъ устроена съ Оби на Печору дорога, тѣмъ скорѣе она выведетъ изъ неподвижности нетолько производительность Западной Сибири и воскреснтъ упавшую дѣятельность Тобольска; но и оживитъ 20-ти тысячное населеніе нижней части Печоры, которое большею частью, вмѣсто хлѣба, питается мхомъ, корою хвойныхъ деревьевъ, листьями рябины и Черемхи и соломою, такъ какъ Хлѣбъ тамъ не только дорогъ, по даже въ пЬкоторыхъ мѣстностяхъ его не у кого и купить, хотя бы по 3 рубля за пудъ, потому что годовая пропорція хлѣба, потребваго для жителей, простирается до 40(1,000 пудовъ, привозится же его обыкновен­ но до 200,000 пудовъ, а въ настояіцемъ 1866 году было привезено только 100,000 пудовъ. Между тѣмъ, за Ураломъ, па р. Обп, въ городѣ Березо- вѣ хлѣбъ самаго лучшаго качества стоплъ 00 коп. сер. за пудъ, а чаще всего бывастъ по 3(1 коп. за пудъ. Сверхъ того, проложеніе пути съ Оби па Печору пріучитъ жителей не пмѣющпхъ работъ, къ труду и избавитъ правительство отъ заботы про! довольствовать пхъ казеннымъ хлѣбомъ, за который онп должпы казнѣ по одному Мезенскому уѣзду, Архангельской губерпіп, до 800,000 руб. сер. Мы пе говоримъ уже о долгахъ по Устьсысольскому уѣзду Вологод­ ской губернін. Еще пъ 1865 году «Торговый Сборнпкъ», въ Д? 17-мъ, возбудпвъ воп- росъ о выгодахъ, какія могутъ произойти отъ устройства порта на Пе . чорѣ и дороги на опую съ рѣкп Оби чрезъ Уралъ, между прочимъ, за. — 343 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz