Сидоров, М. К. Север России / М. Сидорова. – Санкт-Петербург : в типографии Почтового Департамента, 1870. – [2], XXIV, 557 с.

тренняго употребленія около 85 коп. за пудъ, а въ окраи- нахъ Архангельской губерніи, въ Корелліи и въ Печорскомъ краѣ измѣняются съ крайнимъ непостоянствомъ, отъ одного рубля до двухъ, и такое измѣненіе происходитъ не въ раз­ ные годы, но въ теченіи одного и того же года. Такое не­ постоянство цѣнъ на хлѣбъ въ окраинахъ Архангельской губерніи и ея высокость издавна обращали на себя внима- ніе правительства и вопросъ объ удешевленіи хлѣба былъ постоянно на очереди. Только въ настоящее время, съ от- крытіемъ возмояшости прихода кораблей въ устье Печоры въ 1860 году (съ тѣхъ поръ корабли приходятъ ежегодно и было ніе; но такъ какъ съ одной сторопы, па нрорытіе канала чрезъ Ураль- скій хребетъ и устройство большаго количества шлюзовъ требовались болынія суммы, а съ другой— изслѣдованія г. Лптке, чрезъ штурмановъ Иванова, Рогозина и Пахтусова привели къ заключенію о невозможности отпускать чрезъ устье этой Щьки моремь къ архангельскому порту доже, и лиственичные коргіЩ.іьные лѣса, въ коихъ въ Архангельскѣ ощущался каз­ ною недостатокъ— проекгъ мпппетра комерцін Румянцова былъ оставленъ безъ исполненія. Послѣ того гг. ГІермскпмъ губерпаторомъ Лашкаревымъ п генералъ- маіоромь Рашетомъ было обращено особенное вниманіе на пзысканіе воз­ можности п средетвъ провести изъ Западной Спбпрп па систему рѣкп Ка­ мы, между городами Тюменью и Пермью, желѣзпую дорогу; по такъ какъ постройка таковоіі дороги на 600 верстномъ пространствѣ потребовала бы большого капитала, то и эта другая благотворпая для Сибири мысль оста­ лась безъ осуществленія. Кромѣ г. Литке, занимался также пзслѣдовапіемъ устья Печоры капи- танъ 1-го рапга, нынѣ контръ-адмиралъ, Нрузеншт'ернъ; но и онъ, такж- пайдл путь дли торювли чрез д устье Печоры, за льдами въ ономъ, непрохое димымъ, выпросплъ себѣ, въ 1855 году, прпвпллегію отпуска съ Печоры лиственпчнаго лѣса къ архангельскому порту чрезъ рѣку Скверную Двину, но впослѣдствін, найдя подъемъ этого лѣса вверхъ по рЪкамъ, внадаю- щпмъ въ рѣку Печору, и затѣмъ перевозку его волокомъ на притоки рѣки Вычегды, впадающей въ рѣку Двину, весьма убыточными, долженъ былъ оставить свой проектъ безъ псполнепія. И такъ, вывозъ проязведеній не только Западной Сибири, но и мѣст- ныхъ печорскихъ продуктовъ чрезъ устье Печоры моремъ въ Европу на­ всегда, быть можеѴъ, былъ бы прнзпаііъ невозможнымъ, еслпбъ не суще­ ствовало столѣтнихъ убііжденій въ жителяхъ Печорскаго края о возмож­ ности проходить чрезъ устье въ океанъ. Проникнутый этими убѣжденія- ми, уроженецъ сосѣдняго къ Печорскому краю города Устьсысольска, ку- пецъ, нынѣ потомственный почетный гражданинъ В. Н. Латкинъ, посвя- тилъ почти всю свою жизпь на изслѣдованіе этого поваго пути, настой- — 341 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz