Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепёхина по разным провинциям Российского государства.... Ч. 4. Путешествие академика Ивана Лепехина в 1772 году. – В Санктпетербурге : При Императорской Академии наук, 1805. – [2], 458 с., 3 л. к., пл.

919 яодъ Нумомъ безчисленное множество подчиненныхъ о Сямо- йолубоговъ или духовъ, называемыхъ по САМО ДСКИ **"?*•• Тадебцш^ различныя степени и силы. Тадебціи, по - по умсшвоБанію СяжоЪдовъ , рьзділАіотся на небес- ныхъ и зеиныхъ, и производяшъ добро и зло чело-^ в камъ. Посеіиг/ вшеченію-ііхъ БЪ челоя ческое ща- стіе й нещастіе насшоящія жизни, Сямо ды цочи- таю.гаъ своимъ ...благогов инсгавомъ Тадебціевъ не ме- и е или еще бол е, нежели самаго. Нума. Главное сіе божество ни подъ какииъ изображеніемь Сямо ды чувсшвамъ свсодъ не предсшавХяюшъ, Однихъ толь­ ко Тадебціевъ идолы ," на подобіе чеЛов ко.в*,•Д ла- юшъ деревянные, покрываюгаъ разными суконными И;Кожаными лайкутами •,' пошиавляштъ |ъ<. л сахъ не подвижна,, и возятъ на своихъ возахъ .съ м ста на м сто. Сихъ идодовъ, которымъ однакожъ не цокла^ няются , Сямо ды на своемъ язык называютъ Хае. Сямо ды содержать н кошорое лонятіе о будуще й жизни; чзютъ по смерти другаг о житія; но о нака­ за ніи злыхъ и о награжде.ищ добрыхъ людей не •входятъ э по тупости - природнаго ихъ смысла , въ дальнее толкованіе. Богослуженіе ихъ не йм ешъ учрежденныхъ обрядовъ, составляютихъ все народныя молишвы, праздники и жертвоириношенія въ яро- славленіе божеству. Оное заключается въ частныхъ только жертвоирииошеніяхъ, щ ихъ собственнымъ об тамъ 5 или Нуму или Тадебціямъ , за исц леніе недуговъ, или за пріобр теніе другаго какого либо времепиаго добра. Сямо ды на жертву ириносятъ обыкновенно оленя, котораго удавляютъ и закалаютъ съ изрече- ніяйі^ что симъ данное об щаиіе ими исполняется; пошбмъ жертвенное шсо купно съ кровііо убитаго Ы 2 оленя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz