Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепёхина по разным провинциям Российского государства.... Ч. 4. Путешествие академика Ивана Лепехина в 1772 году. – В Санктпетербурге : При Императорской Академии наук, 1805. – [2], 458 с., 3 л. к., пл.

-90І оСямо- но начало и произхождёте , Мезенской и'Пустозер- ^ * * ' ской Самояди относить надлежишъ ко внутренішмъ м стамъ Сибири, и что сей Азіагпскій народъ занялъ •своимъ преселеніемъ н кошоруіо часть Европы въ зд шнёй губерніи по какой либо нужд . Бъ прочемъ вьшереченное Самоядское слово. Хай, или Хае, над- лежишь изъяснить самыми .догматами Самоядской в рьь Мезенскіе и Пустозерскіе Само ды , испов - дуют ь и почитаюшъ/ по своей в р , некоторые духи , существующее на неб'еси и на земли, называ­ емые ими Тадебціо. Симъ духам ъ приписываюшъ они щастливыя и нещастливыя приключешя въ своей жиз­ ни. Они представляютъ себ сихъ инимрхъ своихъ из­ бавителей и мучителей въ изображеніяхъ, сд ланныхъ изъ дерева на подобіе челов ка. Сіи болваны назы­ ваются у нихъ собственнымъ именемъ Хае, украшают­ ся разноцв тными- суконными и кожаными лоску­ тами, поставляются въ л сахъ и въ других ъ м стахъ, и почитаются жергпвоприношеніями, но безъ покло- ненія. Для таковой жертвы закалаютъ они, оленя; кровію сего зв ря обмазываютъ деревяннаго Тадеб- ція губы, и дяпіъ на шомъ же м спі сырое мясо принесенной жертвы. Сверхъ того Само ды совер- інаюіпъ свои об т ы и Нуму яко небесному Господу, рринесеніемъ въ жертву того же зв ря , котораго удавливаютъ, закалаютъ, и погпомъ сырое его мясо купно съ кровію пожираюшъ. Оленью кровь Само ды ііочишаютъ. за наилучшее л карство отъ цынги. Тоже средство^ пропшвъ сей бол зніь въ с вер обы- жновенной, самые Рускіе люди въ ихъ м стах ъ упо- щіребляюшъ съ желаемымъ усп хомъ. Джтъ-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz