Плансон, К. А. а) Ледовитый океан ; б) Белое море / [лейт. Плансон, подполк. Клыков, предисл. вице-адм. П. Назимов]. – Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1896. – [2], II, 83 с., 3 л. карт. – (Краткий исторический очерк гидрографии русских морей ; ч. 1).
— 67 —- За этотъ промежутокъ времени экспедиціею произведены слѣдующія работы: астрономическими паблюденіями опредѣлены піиротм и долготы 31-го пункта по берегамъ Бѣлаго моря. Наблюдепія дѣлались на берегу секстаномъ, въ искуствепный горизонтъ. Широты опредѣлялись по полуденнымъ я близь-полуденнымъ высо- тамъ солнца; иногда—по способу Дувеса, а осенью—по высотамъ звѣздъ. Долготы опредѣлены перевозкою трехъ хронометровъ, ходи которыхъ тщательно опредѣлялись при всякой возможности. Всѣ берега моря были осмотрѣны и провѣрены съ судовъ. Гд'Е была замѣчеяа невѣрность картъ— сдѣлана новая опись берега мѣрою магистралей, съ пель-компасомъ. Такимъ образомъ описаны часть Зимняго берега отъ устья рѣки Куи до мыса Инцы, Терскій берегъ отъ рѣки Поноя до мыса Орловъ и островъ Моржовецъ. Кромѣ того, сдѣлана подробная опись и шлюпочлый промѣръ якорныхъ мѣстъ: у Трехъ острововъ, у Оосновца, на Онежскомъ рейдѣ, у Соловецкаго монастыря, у посада Сумы, у деревни Керети, въ губѣ Кузоцкой, у деревни Черной, у Ковды, въ губѣ ІГорья, у Кандалакши, въ устьѣ рѣки Умбы и въ губѣ Пирыо. Всѣ остальныя якорныя мѣста по берегамъ и у острововъ осмотрѣны и обслѣдованы промѣромъ, частью — со шлюпокъ, частью — съ судовъ, при чемъ провѣрялось и положеніе всѣхъ примѣтныхъ точекъ на берегу. Судовой промѣръ сдѣланъ отъ Святого носа къ тогу, до рѣки Поной, полосою въ 20 миль ширины, и отсюда къ острову Мор- жовцу; затѣмъ—вдоль Канинскаго берега, вдоль южнаго берега Мезенскаго залива, вдоль всего Терскаго берега, у Зимняго берега, въ Двинсвомъ, Онежскомъ и Кандалакскомъ заливахъ и по всему Горлу моря. При промѣрѣ въ виду береговъ, на разстояніи до 15, а иногда до 25 миль, опорныя точки на галсахъ определялись по пеленгамъ береговыхъ примѣтныхъ мѣстъ. Внѣ вида береговъ, если работало одно судно, курсы опредѣлялись на счисленію, принимая въ раз- счетъ теченіе, а это исправленное счисленіе вмѣщалось между пунктами, опредѣленными по пеленгамъ, или по астрономическим, наблюденіямъ. Въ случаѣ одновременной работы двухъ пли трехъ судовъ въ томъ-же мѣстѣ, одно изъ судовъ становилось на якорь въ виду берега, а другія, дѣлавгаія промѣръ, опредѣлялись по нему, при чѣмъ разстояніе меньшее двухъ миль опредѣлялось по высотѣ ран- *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz