Морозов, Николай Васильевич. Лоция Мурманского берега Северного Ледовитого океана от островов Вардэ до Белого моря / сост. Корпуса флот. штурманов штабс-кап. Н. Морозов. – Санкт-Петербург : Типография морского министерства, 1901. – [5], IV, 712 с. : карт.

— 6 2 7 — азамъ наиболѣе иримѣтнымъ мѣстомъ является мысъ Толстый, который возможно при навыкѣ различить съ разстояиія 10 миль и больше; знакъ Медвѣжій виденъ издалека только при благопрі- ятномъ освѣщеніи и когда берега не покрыты снѣгомъ, тоже самое можно сказать и про створные знаки, которые открываются еще позже, иногда только уже въ проливѣ у острова Медвѣжьяго, т. е. когда судно почти вошло на рейдъ. Вообще, главнымъ руководителемъ при подходѣ къ рейду является компасный курсъ и пеленги Святоиосскаго маяка, а также и мысъ Толстый. На Іоканскій рейдъ можно входить тремя фарватерами'. I) восточнымъ — между островами Сальнымъ и Медвѣжьимъ, 2) западнымъ —между материкомъ и островомъ Чапчышъ и 3) сѣвернымъ между островами Витте и Сальнымъ. Восточнымъ фарватеромъ могутъ входить суда всякаго ранга, западнымъ— только суда съ углубленіемъ до 20 футовъ, а сѣвер- нымъ только мелкія суда, да и то собственно говоря только ■■выходить съ рейда, такъ какъ входъ повидимому и для мелкихъ судовъ, какъ напримѣръ неболыпія шхуны — довольно труденъ ■по причинѣ узкости пролива и дѣйствія теченій поперекъ курса. Восточный фарватеръ между 12 и 4 футовыми камнями и за- ладнымъ берегомъ острова Медвѣжьяго имѣетъ ширину не меньше 300 саженей и глубину отъ 8 до 20 саженей при каменистомъ ігрунтѣ; плаваніе по нему не затруднительно даже и безъ створ- ныхъ знаковъ. Западный фарватеръ вмѣетъ ширину отъ 250 до 100 саженей и наименьшую глубину 24 фута, но такъ какъ протяженіе 20 футовыхъ рифовъ отъ береговъ рейда съ точностію неизвѣстно, то по нему и не слѣдуетъ ходить судамъ съ углубленіемъ болѣе 20 футовъ. Повидимому вдоль всего пролива есть узкій извили­ стый фарватеръ даже и съ глубиной не меньше 30 футовъ, но утверждать положительно нельзя за иедостаточностію прэмѣра, да и ширина этого русла, во всякомъ случаѣ, недостаточна для гілаванія большихъ судовъ. Плаваніе этимъ фарватеромъ затруднительно по прпчпнѣ далеко выдавшихся прибрежныхъ рифовъ и въ особенности подводнаго камня, находящагося почти посрединѣ фарватера. Парусиътъ судамъ при западныхъ вѣтрахъ лучше входить западнымъ фарватеромъ, но для судовъ, обогнувшихъ Святой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz