Морозов, Николай Васильевич. Лоция Мурманского берега Северного Ледовитого океана от островов Вардэ до Белого моря / сост. Корпуса флот. штурманов штабс-кап. Н. Морозов. – Санкт-Петербург : Типография морского министерства, 1901. – [5], IV, 712 с. : карт.
— 60 7 — Опасностей посрединѣ залива- нѣтъ, берега его приглубы, въ особенности восточный, гдѣ мѣстами подъ самымъ берегомъ встрѣ- чаются глубины до 27 саженей. У Іоканскихъ острововъ камени стые рифы выдвигаются на разстояніе до 100 саженей, но можетъ быть есть подводные камни и дальше этого разстоянія. У южнаго берега 24 футовый рифъ имѣетъ ширину до 50 саженей; здѣсь, у выдавшагося отъ середины южнаго берега мыса Чаичъяго, есть небольшой островокъ. У оконечности Святого носа лежатъ: опас ный камень Воронуха и сомнительный Діана (см. ниже). Якорныя мѣста. При восточныхъ и южныхъ вѣтрахъ весь Святоносскій заливъ можетъ служить якорнымъ мѣстомъ для судовъ самаго большого ранга, но при наступленіи N-хъ и NW-хъ вѣт- ровъ слѣдуетъ или уходить въ море, или укрыться за Іоканскимп островами, гдѣ пмѣется прекрасный рейдъ для судовъ всякаго ранга (см. № 103) и неболынія суда могутъ даже зимовать. Вре менно можно становиться напротивъ Лопскаго становища, а мелкія суда могутъ укрываться въ немъ, на обсушкѣ, при всѣхъ вѣтрахъ. Течѳнія. У восточнаго берега залива теченіе всегда отъ юга къ сѣверу, а у западнаго—приливъ отъ NW-a, а отливъ отъ SO-a со скоростью 1’/ 2— 2 узловъ. Посрединѣ залива, на параллели острова Чаичьяго, приливъ отъ WNW-a и WtN-a, а отливъ отъ OSO-a. У оконечности Святого носа почти всегда сулои отъ спорныхъ теченій, весьма опасные для шнякъ и особенно сильные при при- ливѣ. Святоносскіе сулои (’), начинаясь почти у оконечности мыса, съ удаленіемъ отъ него постепенно распространяются и достигаютъ длины 10 верстъ и ширины около полуверсты. Направленіе сулоя у Святого носа при прибылой водѣ идетъ на сѣверо-восгокъ и востокъ, а при убылой на сѣверъ. Высота волнъ въ сулоѣ бываетъ до 18 футовъ и особенно высокая волна получается при восточ номъ вѣтрѣ. Всякое безпалубное, или вообще небольшое загруженное судно, можетъ быть опрокинуто и залито волнами. Шняки иромышленни- ковъ стараются проходить ближе къ берегу, гдѣ полоса сулоя уже, и лыотъ за бортъ тресковый жиръ для усмиренія волнъ. (‘) Козлова. Бѣломорскал шняка. Журналъ Русское Судоходство 1S98 года. № 1 9 2 -1 9 3 ,стр. 99— 102.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz